Япония для нас – что-то далекое и необычное. Там едят суши, любят дзюдо и сумо, мы оспариваем с ними Курильские острова, а еще из школьной истории помним русско-японскую войну 1904-1905 гг и такой набор слов, как «гейши», «камикадзе», «самураи», «бусидо» и «харакири».
Перед Олимпиадой редактор Sports.ru Павел Копачев связался с большим знатоком местного языка и культуры Александром Раевским, который сейчас живет и работает в Сендае.
Он окончил Институт стран Азии и Африки, преподает на факультете психологии МГУ и занимается исследованиями в университете Тохоку. Вместе с ним развеиваем мифы, пытаемся понять быт и ценности японского народа.
– Я прожил в Токио чуть больше года, на самом деле в нем мало японской самобытности. Это интернешнл, мегаполис. В этом смысле интереснее Камакура, примерно в часе езды от столицы – там древние храмы, сидит огромный будда (бронзовая статуя Дайбуцу – вторая по величине в Японии), можно почуять запах Тихого океана. Или Никко – там собираются паломники, потрясающие горные виды, в том числе на водопад Кэгон.
Но и в Токио есть уникальные места – Императорский дворец, парки Уэно и Синдзюку, пруд Синобадзу или район Асакуса, где много древних храмов, рёканов (гостиниц в традиционном японском стиле).
– За что вы любите Японию? Как эта любовь менялась с годами?
– Один из важных уроков, которые я вынес из изучения японской культуры: она сильно отличается от нашей, иначе устроена. Тут очень вкусно и реально красиво. Если вкратце, то:
а) Япония – это комфорт. Все очень продуманно. Если у человека возникла практическая потребность, не сомневайтесь: японцы уже об этом задумались. Например, на улице дождь, а у кондуктора в автобусе можно купить зонтик.
б) Япония – это спокойствие и безопасность. Можно в любое время ходить по самым темным улицам – и никто не тронет. Когда я жил в Москве, то был постоянно сконцентрирован – особенно вечерами, около метро, на окраинах. Здесь абсолютно не возникает страха за жизнь.
Мой друг, когда приезжал в Токио пару лет назад, реально удивлялся: а вдруг человек захочет что-то украсть из магазина? Я ему: такое никому не придет в голову. Он: да брось, человек всегда думает, как обойти законы. Я: нет, здесь другая культура.
Пару лет назад я сам потерял кошелек – сильно расстроился, там были не только деньги, но и карточки, документы. Не особенно веря в успех, обратился в полицию. В России не факт, что я бы вообще пришел в участок: такие мелочи у нас даже не расследуются. Потерял – сам виноват. А японская полиция меня долго расспрашивала в подробностях, какого цвета и размера кошелек, какие карточки там были, какая сумма. Узнали, что я из России, вспомнили Достоевского. Ну окей, думал, раз кошелек не вернут, так хотя бы про литературу поговорили. В тот же вечер, через 4 часа, мне позвонили полицейские из другого округа и сказали: «Александр, вы потеряли кошелек? Похожий на ваш принесли в отделение, приезжайте». Я приехал – не пропало ни одной малюсенькой йены.
Я не знаю, почему так. Нет простого ответа на этот вопрос. Если копаться совсем глубоко, агрессии как будто неоткуда взяться. Япония все-таки находится на сильном отдалении от материка, ее даже принято сравнивать с Великобританией. Пока везде бушевали войны, японцы спокойно осваивали острова. К ним никто до конца XIII века не приезжал (ну, кроме китайских путешественников).
Возможно, отсюда вытекает еще одно важное знание: в) Япония – очень добрая и отзывчивая нация. По крайней мере, внешне – японцы улыбчивые, всегда готовы прийти на помощь. И этим располагают. Наверняка внутри они могут думать про себя разные гадости («ой, ты белая обезьяна»), но внешне – все такие классные, «да, проходи, конечно, так тебе рады». Это приятно.
Во многом эта особенность связана с тем, что японцы живут в очень тесном мире — территория небольшая (около 380 кв.км), а людей много (125 млн человек). 75% страны – горы, их окружают море – никуда не убежишь. Гармония просто необходима, поэтому так важны поклоны, чтобы никто – не дай бог – не обидел друг друга.
– Русских называют душевными, немцев – педантами, итальянцев – горячими и страстными. Японцы – какие?
– Вежливые, трудолюбивые, дотошные. Если говорить о самой важной черте японского сознания, то это коллективизм. Желания и мысли одного человека ничего не стоят.
В социальной психологии различаются культуры индивидуалистические (Америка, Европа) и коллективистские (Азия). В европейских обществах индивид превыше всего, а в азиатских развит конформизм. В Японии даже есть два понятия: хоннэ и татэмаэ. Хоннэ – то, что люди думают на самом деле. Татэмаэ – то, что от них ждут остальные. Японцы никогда не скажут, что думают на самом деле. Они скажут то, что от них ожидают услышать.
Японцы смотрят на себя глазами окружающих. Здесь не принято выделяться, чтобы на тебя обращали внимание. Конечно, и в Японии есть пижоны, но в целом, выделяться – это не очень комфортно. Азиаты привыкли, что нужно действовать строго по правилам, и тогда все будет хорошо.
Мне кажется, японское трудолюбие – это не потому, что они очень любят работу. Как показывает опыт, когда японцы приезжают в русские компании, они уходят из офиса ровно в 18:00, опаздывают на встречи («ой, я в пробке был, извините»). Они быстро подстраиваются под окружающих: если они видят, что вокруг все работают, значит тоже будут работать. Это эффект коллектива.
– В Австралии «луна вверх тормашками». Чему в первую очередь удивляется турист в Японии?
– Конечно, очереди. В России, если ждешь поезда, гуляешь по платформе. В Японии обязательно все стоят друг за другом. Для японца очередь – это что-то хорошее, он как все, не один. Очередь – это возможность почувствовать себя частью прекрасного японского народа.
– Русские гордятся космосом и балетом, а чем гордятся японцы?
– Мне кажется, японцы вообще не мыслят такими категориями. Сейчас постараюсь объяснить. Например, они меня часто спрашивают: «Александр, вы уже давно в Японии. Не скучаете ли по России?» Я им отвечаю: «Скучаю, но мне все нравится в Японии». И они искренне удивляются: «Правда? Вам у нас нравится? Как хорошо!»
Или: «Ты ешь сырую рыбу? Тебе вкусно? Вау, ничего себе. В России нет сашими, а у нас есть». У них это не повод для гордости, а повод для удивления. Им очень важно услышать подтверждение, что они не фриковая, а крутая страна.
Почему так? Потому что японцы в себе постоянно сомневаются. Долгое время они жили в географической изоляции, два с половиной столетия – в политической – и не понимали свое место в мире. Японцы пытаются осознать себя благодаря нашему мнению.
У многих есть национальная гордость, а японцы до сих пор пытаются себя лучше понять. Разобраться, кто они вообще такие. И когда они получают подтверждение своей исключительности, то радуются: все-таки мы хорошая страна, все-таки нас любят. Это в какой-то степени самоутверждение.
Ну, может быть, я не совсем прав, и они гордятся техникой. Я в лаборатории провожу эксперименты, и мы использовали в одном из них электромагнитные резонансы. И это оборудование – португальское – стало часто ломаться. И вот недавно профессор сказал: «Португалия – хорошая страна, но в плане техники японцам больше доверия».
– Японская еда – это же не только только суши и суп рамэн. Что еще?
– Ха, не «суши», а «суси». Более того, часто японцы говорят «о суси». Когда мы добавляем вежливый предлог «о» – значит, мы уважаем их еду.
Еда в Японии всевозможная, на любой вкус и цвет. Это и рыба, и лапша, и морепродукты, и вообще все сорняки, которые мы даже не подумаем употреблять. А японцы делают из них темпуру, обжаривают, поливают разными соусами. Во-первых, это любопытство. Японцы изначально народ любопытный: о, давай это пожрем, а давай еще и это. А во-вторых, это еще и голод. Японцы не ели массово рис до XX века. Крестьяне отдавали весь урожай в качестве налога. Еды не было. А с голодухи ты съешь все что угодно. И японцы едят: есть такая фигня, как хоя, или морской ананас. Даже если посмотреть картинку в гугле, уже не хочется есть. А вживую смотрится еще противнее.
– Говорят, рис в Японии особенный. Это правда?
– Да, тут действительно другой рис – в нем больше амилопектина, за счет этого он клейкий. В России, если честно, я вообще не ем рис – он не вызывает у меня никаких чувств. А в Японии готов есть его хоть каждый день – тут его готовят с рисовым уксусом.
И сами японцы говорят: если индийский рис «паса-паса», он как будто шуршит, то японский «бетА-бетА» – более липкий.
В последнее время японцы полюбили хлеб и фаст-фуд. Можно предположить, что японская генетика и высокая продолжительность жизни (у женщин – более 86 лет), которая во многом зависит от еды, будет потихоньку меняться. Понятно, что не сейчас, но через поколения. Значит, японцы тоже будут страдать от ожирения, станут выше ростом и т.д. В общем, глобализация дошла и до Японии.
– Япония – технологичная страна, помешанная на роботах; но что там есть, чего нет у нас, и наоборот?
– Вообще, это большой миф, что Япония – передовая страна. Это, скорее, отголоски 70-х и 80-х. Уже в 90-е японский мыльный пузырь в экономике лопнул. Потерянное десятилетие, плоды которого пожинаются до сих пор.
Япония так и не может оправиться от кризиса. Да, у страны большие финансовые запасы, экономика не сильно катится вниз, но пока нет и роста. Если раньше японцы скупали недвижимость в США, то сейчас такое невозможно.
Только-только на островах приходит бесконтактная оплата. Если в России можно легко перевести деньги за 2 минуты из любого приложения банка, то в Японии это до сих пор проблема. Ну и в принципе в Японии больше любят наличку. Наличные – это надежность.
Еще одна проблема – приложения такси. Они только-только развиваются. И если отъехать от Токио чуть подальше, нет опции вызова. За вами просто никто не приедет. Поэтому когда мы говорим, что Япония – высокотехнологичная страна, то должны понимать – не во всем. Во многом – это архаичная и консервативная держава.
– Острые социальные проблемы Японии – в чем они заключаются?
– В Японии хорошо, потому что зарплаты высокие. И даже неоправданно высокие. Люди могут ничего не делать, посещать офис и получать космические деньги (примерно 300-400 тысяч рублей в месяц). Для жителей это точно плюс, для экономики – большой вопрос.
Если в России почти нет среднего класса, то Япония – страна победившего социализма. То, о чем мечтали Маркс и Энгельс. Все одеваются более-менее одинаково, ездят в общественном транспорте, но могут себе позволить поход в ресторан. В России легко почувствовать неравенство: вот чувак пронесся на крутом «Мерседесе», а вот лежит бомж на Павелецком вокзале. В Японии такого диссонанса нет.
Конечно, есть вещи, которые не видны. Я слышал, что притесняют матерей-одиночек. Таким женщинам сложно устроить детей в сады или в престижные кружки.
– Сколько времени нужно, чтобы выучить японский язык?
– Когда-то моя преподаватель сказала, что потребуется 25 лет. Незаметно, но я к этому сроку приближаюсь. Но и сейчас я далеко не все понимаю: особенно когда смотрю гангстерское якудза-кино.
Есть японская поговорка «Не учить, а привыкать». Сейчас я уже не учу, а пользуюсь теми знаниями, которые получил в университете. Лучше учиться язык тогда, когда ты находишься внутри культуры. Это даже не обсуждается.
Разговорный японский – довольно простой, а грамматика – и вовсе примитивная. Существительные никак не меняются, нет понятия рода, чисел, падежей, склонений, всего два времени. Зато много степеней вежливой речи и разные счетные суффиксы: деревья считаем так, столы иначе, маленьких животных – по-третьему, а больших – по-четвертому.
– В Токио, как говорят, летом невыносимая жара и сезон ливней. Многие даже сомневались, нужно ли проводить Игры летом – в частности, на Олимпиаде-64 соревновались осенью.
– Да, 2-4 недели – сезон дождей. А когда дожди стихают, аномальная жара в июле-августе. Это сурово – спортсменов жалко, за исключением серферов, которые будут гонять на побережье в Чибе. Там классно, им завидую.
Высокая влажность – через минуту на улице ты уже мокрый и липкий, как тот рис бета-бета. На протяжении дня хочется постоянно залезть в душ. Понятно, что везде есть кондиционеры, но на улице некомфортно.
– Японцам несвойственно идти против власти: насколько необычна ситуация, что жители (почти 80 процентов) не поддерживают Олимпиаду в условиях пандемии?
– Все уже давно не столько против Игр, сколько против мер правительства. Это тренд времени. Зачем мы платим такие большие налоги, если люди во власти, принимающие решения, настолько непоследовательны? Ну вот представьте, в Японии долго действовал режим ЧС, кабаки и рестораны закрывались в 20:00 из-за коронавируса, там не продавали алкоголь, а тут мы пускаем людей со всего мира. Где логика? Почему месяц назад было так, а сейчас – все совсем иначе.
– Одна из крепких ассоциаций с Японией – гейши, многие даже ошибочно думают, что это проститутки. Можно ли сейчас найти гейш?
– Да, например, в ресторанах, чайных, старинных районах Киото. Это часть культуры, но большая ошибка думать, что все японцы этим увлекаются. Я никогда не участвовал в банкетах с гейшами: а) очень дорого, б) не факт, что это будет незабываемое и интересное зрелище. Ну танцуют и танцуют, их песни, если верить одной европейке XIX века, напоминают вой гиен. С точки зрения нашего сознания сценические элементы, которые показывают гейши, странные.
– Как японцы относятся к России – как к европейцам или как к соседям?
– Ни то, ни другое. Как европейцев они нас не воспринимают, потому что и мы себя так не воспринимаем. Добрый сосед? Такой категорией японцы тоже не мыслят.
Для них Россия – северная, холодная страна, где носят шапки-ушанки, варят борщ, все любят Путина, а еще есть красивая фигуристка Загитова, у которой есть собачка акита-ину. Японцы мыслят о нас стереотипами, как, собственно, и мы о них.
Нет нелюбви, типа верните нам Курильские острова (про них в основном говорят только политики), но и разговоров о том, какая крутая Россия, я не слышал.
Они нас опасаются – во многом из-за незнания. А когда нет информации, то и особого интереса нет, как бы это обидно не звучало. К Италии и Франции, сокровищницам культуры, интерес огромный. А о России японцы почти ничего не знают. Есть, конечно, рифма «Россия осросии» (по-японски «страшная»).
Но учитывайте, что в Японии тоже работает пропаганда: и если смотреть новости о России, которые показывают на местном ТВ, я бы такую Россию тоже не любил. Ну, например, бедные деревушки, затерянные в глухих снегах. А если так, нет надежды, что там найдутся добрые и отзывчивые люди, с которыми можно приятно поговорить. Скорее всего, там все хмурые, неулыбчивые и злобные.
Ломка предрассудков – долгая история. И то, чем я занимаюсь в Японии – объясняю коллегам: все не так страшно и опасно, как вы думаете. Россия – большая и интересная страна, в ней хватает проблем, но она не такая, как вам показывают по телику.
– Вы сказали, что японцы обожают Загитову. Откуда такая любовь?
– Они обожают и ее, и наше фигурное катание. Фигурка, как и балет, – сильная картинка о России. Ну и Загитова – очень красивая, восточная. Они удивляются, как можно быть такой женственной в юном возрасте. Японки, когда им 15-17, выглядят как дети. А Алина – неземная. Они реально так думают.
– Для нас болезненный вопрос Великой отечественной войны, где почти в каждой семьи погибли близкие, для сербов – тема Косова, для Армении – Карабах. О чем среди японцев лучше не рассуждать?
– Я пытаюсь представить такую тему, которая поставила бы в тупик японцев, чтобы они отреагировали в духе «О, это ты напрасно». У меня ощущение, что с японцами можно говорить на любую неудобную тему.
Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – печальная история, но японцы ее активно обсуждают. Тут другое отношение к трагедиям – нас, например, возили к местам землетрясения 2011 года. Сендай как раз сильно пострадал от подземных толчков. Когда я был студентом, нам показывали мемориальный музей Хиросимы (Гэмбаку дому). Они показывают трагедии, переживают их заново – с посылом «помним, чтобы это не повторилось».
Важность памяти тут никто не оспаривает. Как и свои проступки – например, в 1930-е Япония вела себя агрессивно. А с 1945 по 1952 годы империя потеряла многие территории и провела в оккупации. Но это история – ее нельзя выкинуть в окно. Японцы, как безумно любопытная нация, относится к своему прошлому бережно и критично.
Как можно стесняться прошлого, если это твоя история? У японцев любое время нужно изучать – даже страшные междоусобные войны XV и XVI века, когда Киото сгорел дотла. Они про каждый период времени рисуют комиксы для молодежи.