Боль Глеба Чернявского.
Леонид Слуцкий вернулся в Россию и возглавил «Рубин». В Казани ему обещают деньги, трансферы, контракт на 5 лет и серьезный проект, но в его согласие до сих пор сложно поверить. Это вообще не похоже на Слуцкого – поехать в комфорт, сесть на трон и начать по-царски тренировать.
Слуцкий – это же про борьбу, самокопание, бесконечный поиск. Просто вспомните, как в начале 2000-х он ворвался в русский футбол без внятной игровой карьеры. Много у нас тогда было тренеров, которые вообще не играли? Даже в Европе удивлялись феномену Моуринью, а в России таких вообще не признавали. Это сейчас игроки стали проще: тренерам достаточно уверенно продержаться в квадрате, чтобы их футбольные скиллы признали. Раньше было иначе – игроки просто морщились, когда видели тренера без бэкграунда.
Мне рассказывали, как в 2003-м Слуцкий в «Уралане» объяснял, куда надо подавать угловые. Над ним смеялись: «Давай, иди, покажи». Лео показал как мог: подошел к флажку и бросил мяч рукой в нужную точку.
Слуцкий всю жизнь что-то преодолевал: когда после травмы остался в футболе, когда под смешки доказывал компетентность в «Уралане», когда выживал под прессингом болельщиков ЦСКА, когда спасал Евро для сборной. Лео пережил даже звездную болезнь – в 2016-м он реально улетел куда-то на небо, а после 0:3 от Уэльса вернулся обратно.
В 2014-м мы делали с ним интервью на лавочке в Ватутинках и говорили о Европе. Я спросил: «Как сильно хотите? Немецкие «Крылья Советов» подойдут?» Он сказал, что более чем. И добавил: «Даже Чемпионшип был бы интересен».
После ухода из ЦСКА и сборной Слуцкий мог спокойно высиживать заработанные миллионы и квартиры на Кутузовском, приходить с важным видом на «Матч ТВ», разбирать ошибки Глушакова и ждать вакансий в «Локомотиве» или «Зените». А на все вопросы про заграницу отвечать: «Если ехать, то в топ-клуб, а туда не зовут».
Вместо этого – одно из самых сильных решений в истории нашего футбола. Не представляю, как сложно поехать тренировать (а не играть!) в Англию, если ты толком не знаешь языка. И после неудачи не сбегать в Россию первым рейсом «Аэрофлота», а пробовать еще и в другой стране – вообще ничего не стесняясь и не думая о комфорте.
К последовательности Слуцкого и сейчас никаких вопросов. Лео не говорил, что уехал в Европу навсегда, а этот трип называл просто длинной командировкой. Ему хотелось, чтобы она продлилась дольше, но получается вот так. Очевидно, что в Европе у него только сумасшедшие предложения вроде греческих АЕКов, а сидеть без дела и ждать контрактов он не может. Плюс он сам сказал, что хочет нормально работать, а не тушить пожар – к сожалению, посреди сезона с такими фильтрами команду найти тяжело.
Только при всей логичности принимать решение Слуцкого очень грустно. За время работы в «Халле» и особенно в «Витессе» он стал настоящим проводником России в Европу. Ведь Слуцкий – это же не просто человек, уехавший за границу. Наши-то там есть, этим не удивить: Головин, Черышев, Комличенко, кто угодно. Но Слуцкий – это же целое явление. Это Элиста с Илюмжиновым, это мертвая «Москва», это матч «Крылья Советов» – «Терек», это четвертьфинал Лиги чемпионов с ЦСКА, это фраза «Мы говно».
Во время командировки Слуцкого казалось, что Европа для каждого из нас стала ближе. Дело даже не в 5-м месте «Витесса» (высоком для этого состава) и ничьих с «Аяксом» (который только из полуфинала Лиги чемпионов), а в том, насколько Слуцкий там был востребован. Как его приняли, как кайфовали от прямоты, как звали во все программы и как резюмировали: «Есть ощущение, что Путин прислал вас в Голландию, чтобы создать максимально позитивный образ русских».
И пока Слуцкий был там, фразы про «если ехать, то в топ-клуб», «там зарплата в два раза меньше», «предложений нет» бились о реальный пример. Ну если Лео поехал даже в 45+, даже не зная языка, даже не представляя, что его ждет – получается, не все так нереально? И нам там могут быть рады, а наши знания и умения – востребованы (и пусть он обращался к очень важным товарищам, здесь ведь вопрос немыслимого желания)? И карьера любого из нас может сложиться чуть ярче, чем у Олега Иванова в «Ахмате»?
Только теперь все будто возвращается на исходные позиции. А наш первый космонавт спустился из космоса, закрыл люк, завинтил дверь и растворился в привычной действительности. Той, где весной мы играем сами с собой и никуда больше не смотрим.
Большое интервью Слуцкого Головину на ютубе
Слуцкий в шоу Нобеля: в «Спартак» не пойдет, в Голландию не вернется, Абрамович после «Витесса» не звонил