Психостимуляторы лечат.
Летом 2016-го в гимнастике грохнула бомба – четырехкратная олимпийская чемпионка Симоне Байлс сдала положительную допинг-пробу. Но все оказалось не так страшно: у американки нашли метилфенидат – психостимулятор, на который у нее было разрешение, ведь она лечилась от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Это распространенный диагноз в американском спорте: от СДВГ страдали многие топ-атлеты, что не помешало им добиться успеха. Что же это за синдром и почему американцы так часто болеют?
СДВГ – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве.
Чаще всего страдающие от СДВГ дети не способны делать домашнее задание, не могут усидеть за партой в школе, постоянно двигаются и бегают. При этом очень часто они не реагируют на замечания и запреты взрослых.
Считается, что при отсутствии лечения, СДВГ либо сам проходит со временем, либо серьезно сказывается на психике ребенка. Последствия могут быть разными: от замкнутости и отчуждения от окружающих до алкоголизма и наркомании. Некоторые больные приспосабливаются к синдрому и живут нормальной жизнью.
Кокаин и марихуана поселились в спорте. Эра допинга началась с них, алкоголя и амфетаминов
Симптомы синдрома наблюдались у детей еще в XVIII веке, но свое название он получил уже в 1900-х.
Причины появления СДВГ до сих пор неизвестны. Есть только теории: виноваты могут быть как плохая экология, так и хронические заболевания матери во время беременности (а еще – употребление алкоголя и курение). Возможно, факторов несколько.
СДВГ распространен во всем мире, но особенно – в США
По статистике, в Штатах синдром диагностируют у 4,4% взрослых и 11% детей (это около 7 миллионов человек). Причем за последние 20 лет количество детей с диагностированным СДВГ увеличилось в два раза (еще в 1998-м синдром наблюдался только у 6%) и по-прежнему быстро растет.
СДВГ – самое распространенное детское психическое заболевание в США. Больные синдромом составляют 64% от общего количества детей с расстройствами психики (к примеру, страдающих от аутизма – только 14%). Чаще всего синдром находят у мальчиков – девочки страдают от него почти в три раза реже.
В России СДВГ диагностируют редко (точной статистики нет), да и терапия у нас другая.
Лечат амфетамином и другими психостимуляторами
В разных странах способы отличаются, но система примерно одинаковая. Детей с СДВГ пытаются лечить психотерапией и педагогической коррекцией, но, как правило, это не работает. В таком случае остается только одно средство – медикаментозное лечение. По статистике, в США 72,5% больных с СДВГ получают лекарства – и чаще всего они дают эффект.
Главные лекарства для детей с СДВГ – психостимуляторы: метилфенидат, амфетамин и метамфетамин. Первый из списка продается под торговым названием «Риталин» и является самым распространенным в США способом лечения СДВГ. Применять препараты нужно несколько раз в день (эффект от одной дозы длится примерно 4 часа).
Психостимуляторы улучшают настроение, повышают внимание и способность к концентрации, вызывают чувство уверенности и комфорта. Еще они повышают двигательную и речевую активность и работоспособность.
Но проблема в том, что эти препараты могут вызвать наркотическую зависимость. И у них очень много побочных эффектов: бессонница, депрессия, тремор, потеря аппетита, боли и различные психозы. Длительное применение может вызвать задержку в росте ребенка и вроде как даже повреждения головного мозга (последнее не доказано).
В России (и еще в ряде стран) метилфенидат и амфетамин запрещены к продаже – у нас СДВГ лечат ноотропными препаратами, хотя у такой терапии нет доказанной эффективности.
Американцы считают, что спорт помогает больным СДВГ. Но не лечит
Медики США уверены: занятия спортом частично снижают симптомы СДВГ. Они рекомендуют отдавать больных детей в секции, чтобы те тратили энергию с пользой и учились концентрации.
При этом медикаментозный курс не отменяют – он остается основным способом лечения синдрома. Однако детям легче справляться с недугом, именно занимаясь спортом. По мнению врачей, физические упражнения нормализуют у таких детей уровни нейромедиаторов (химических веществ, которые отвечают за проведение нервных импульсов), которые нарушаются из-за болезни.
Американцы часто отдают детей с СДВГ в спорт. К примеру, в 2018 году 101 бейсболист в Главной лиге бейсбола (MLB) имел этот диагноз. Около 7% спортсменов-студентов постоянно употребляют препараты для лечения синдрома.
Метилфенидат и амфетамин входят в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства (WADA), так что спортсмены с СДВГ оформляют терапевтические исключения (TUE). Препараты запрещены по понятным причинам – они входят в класс стимуляторов, которые увеличивают работоспособность организма.
СДВГ может положительно влиять на навыки спортсменов. Корейская профессиональная лига бейсбола провела исследование, в результате которого пришла к выводу, что у бейсболистов с СДВГ реакция и ловкость лучше, чем у обычных атлетов.
Американский спортивный врач Джордж Пуялте считает, что СДВГ может стать преимуществом в некоторых видах – особенно в тех, где важны скорость реакции и принятия решений.
СДВГ болели Байлс, Фелпс и Гэтлин
От СДВГ лечились многие американские топы: Мишель Картер (олимпийская чемпионка в толкании ядра), Камми Гранато (олимпийская чемпионка по хоккею), Крис Каман (играл в НБА), Майкл Джордан, Кейтлин Дженнер (до смены пола – олимпийский чемпион в десятиборье), Карл Льюис (девятикратный олимпийский чемпион в спринте), Грег Лемонд (трехкратный победитель «Тур де Франс»).
«Это всего лишь пенис!» Олимпийский чемпион стал женщиной и потряс мир
Ниже – три истории главных американских звезд, которые страдали от СДВГ.
• Майкл Фелпс, 23-кратный олимпийский чемпион по плаванию
В 7 лет Майкл не мог концентрироваться на занятиях в школе, ненавидел чтение и раздражался по любому поводу. Сам Фелпс вспоминает это так: «Я просто не мог сидеть на месте и на чем-то фокусироваться. Я хотел быть сразу повсюду».
Когда Фелпса отдали в плавание, он злился от того, что вода попадает ему на лицо – поэтому тренер стал учить его плаванию на спине. Но это не помогло.
И тогда Дэбби Фелпс, мама пловца, повела сына к врачу: «Один из учителей сказал мне, что Майкл ни на чем не может сконцентрироваться. Это едва не разбило мне сердце. Мне захотелось доказать всем, что они неправы. Я знала, что если мы с Майклом будем работать вместе, то сумеем добиться всего, чего бы он ни пожелал».
Фелпсу поставили диагноз СДВГ – и мальчик начал прием лекарств. Но уже в шестом классе отказался от психостимуляторов и, как ни удивительно, симптомы не вернулись.
После Олимпиады-2008 в Пекине Фелпс основал фонд помощи больным СДВГ детям.
• Симоне Байлс, 19-кратная чемпионка мира по спортивной гимнастике
Байлс принимала лекарства от СДВГ с раннего детства до победной Олимпиады-2016 в Рио (и неизвестно, прекратила ли сейчас). Симоне очень медленно росла (ее рост – 142 см), из-за чего даже хотела бросить гимнастику. Но с приемом психостимуляторов эту проблему никто не связывал.
У американки были оформлены TUE на метилфенидат и амфетамин, но известно это стало только благодаря хакерам из группы Fancy Bears.
Вы знаете Байлс по победам, но это не все: она жила в приюте, пила антидепрессанты и жаловалась на домогательства
Симоне ничего плохого в этом не увидела: «У меня синдром дефицита внимания и гиперактивности. Я с детства пью эти препараты. Знайте, что я верю в чистый спорт и всегда следовала правилам. И я продолжу это делать, потому что это очень важно для меня и для спорта. В том, что у меня такой диагноз, и я принимаю лекарства – нет ничего постыдного. Мне не страшно, что об этом узнали люди».
• Джастин Гэтлин, 4-кратный чемпион мира по легкой атлетике (спринт)
Да, это тот самый Гэтлин, которого дважды ловили на допинге. В 2001-м его дисквалифицировали на год за прием амфетамина, а в 2006-м – на 4 года из-за повышенного содержания тестостерона в пробе.
Джастину поставили СДВГ, когда он учился в первом классе. С тех пор он принимал лекарства, но как раз в 2006-м забыл оформить на них терапевтическое исключение, за что и поплатился.
По словам, Гэтлина, после дисквалификации он завязал с препаратом, из-за чего проблемы с концентрацией сразу вернулись: «На одном турнире я увидел плакат с моим лицом. Фотография мне сильно не понравилась – я не мог думать о чем-то другом, кроме нее. Это разрушило мне забег. Тогда я впервые прибежал последним. И потом я понял: меня ничто не сможет больше остановить. Даже СДВГ».
СДВГ высмеивали в «Южном парке»
Еще с 1970-х вокруг СДВГ ведутся споры по всему миру. Главные проблемные точки – сложность диагностики и расплывчатость симптомов, а также назначение серьезных психотропных препаратов в качестве лечения.
Некоторые ученые сомневаются в существовании такого синдрома и считают, что Штаты уделяют СДВГ слишком много внимания. Есть мнение, что это нормальное поведение ряда детей, не требующее коррекции.
Так думает известный американский психотерапевт Том Хартманн. Он выдвинул теорию о том, что причины в поведении детей кроются в далеком прошлом человека. По его мнению, раньше люди добывали пропитание в основном охотой, а потому им требовались сила и энергия. Позже человечество перешло на собирательство и земледелие, однако физическая потребность к движению и охоте осталась. Причем у некоторых этот диссонанс проявляется сильнее – отсюда и расстройства в поведении.
Лечение СДВГ – еще одна проблема. Национальный институт психического здоровья США считает, что при условии медицинского наблюдения психостимулирующие препараты считаются безопасными, однако не все с этим согласны. Длительный курс психостимуляторов может привести к риску возникновения симптомов биполярного аффективного расстройства, не считая других побочных эффектов.
В 1990-е борцы с психостимуляторами называли «Риталин» детским кокаином. Крупные фармацевтические компании часто получали критику за рекламу «Риталина» как средства для лечения СДВГ.
Повальное назначение «Риталина» американским детям даже высмеивали в мультсериале «Южный Парк» в 2000 году. По сюжету серии, дети Южного Парка имитировали симптомы СДВГ, чтобы освободиться от домашнего задания и получать психостимуляторы.
Научные сотрудники канадского Университета Макмастера определили пять проблем, из-за которых вокруг СДВГ до сих пор идут споры:
• СДВГ нельзя подтвердить лабораторно. Никаких физических признаков заболевания тоже нет;
• критерии диагностики СДВГ неоднократно менялись;
• не существует разового лечения СДВГ. Синдром купируется только длительным приемом препаратов;
• СДВГ чаще всего лечат при помощи психостимуляторов, которые тоже могут быть вредны для детей;
• в разных странах диагностика и лечение синдрома серьезно различаются.
Несмотря на это, СДВГ признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и включен в международную классификацию болезней (МКБ). Детей с синдромом рождается все больше (либо диагностируется он чаще, чем раньше), а это значит, что число спортсменов с СДВГ в мире тоже будет только увеличиваться.