Рецензия без спойлеров.

В России не так много известных на весь мир гоночных команд, и главная из них – «КАМАЗ-мастер»: победитель 18 «Дакаров» и бессчетных менее престижных рейдов, чуть ли не главный бренд спортивных грузовиков на планете. Особенно примечательно время достижения успеха: победы пришли не в советский период (как это часто бывает с отечественным спортом – особенно техническим), а в последние два десятилетия. Причем именно сейчас «КАМАЗ» фактически вышел на пик доминирования, выбив заводских конкурентов перспективы для участия в главных марафонах.

На волне подъема и успеха спортивного кино и огромных сборов «Движения Вверх», «Легенды №17», «Льда», «Тренера» российские продюсеры все-таки добрались и до автоспорта. Федор Бондарчук и его команда сняли сериал «Мастер» о жизни «КАМАЗа», подноготной ралли и обратной стороне строительства лучшей гоночной организации страны. По заверениям создателей, каждый эпизод из рейдов имел под собой реальную основу – не обязательно с «КАМАЗом» в главной роли и не обязательно в последние годы, но все таки. Некоторые такие моменты мы даже подробно обсудили с нынешним шефом команды из Набережных Челнов Чагиным – который тоже проверял сценарий.

Интервью с легендой «КАМАЗа» Чагиным, который 7 раз выигрывал «Дакар». Правдив ли сериал «Мастер»? Как доехать до финиша с переломом?

Так каким же получился «Мастер»? Заинтересует ли он широкую аудиторию? Стоит ли его смотреть фанатам гонок? Это успех? Давайте разбираться – пусть и без спойлеров.

Общее впечатление: сериал разваливается на две части – гоночную и драматическую, с эстетикой 2000-х. И вторая сжирает первую

Вне зависимости от темы и сюжета основа любого сериала – атмосфера, визуал, режиссерский стиль и антураж повествования. И здесь у «Мастера» все очень плохо: картину словно снимали и монтировали две команды без малейшей коммуникации друг с другом. И если первая – гоночная – справилась с визуальной составляющей отлично (пролеты, крупные планы, общая логика монтажа – прямо уровень «Гонки» Рона Ховарда), то вот вторая, взявшая драматические сцены за пределами ралли, откровенно провалилась.

С технической точки зрения операторская работа в таких диалоговых сценах просто ужасна: камера постоянно дергается даже на статичных кадрах, переходы между планами и кадрами топорны и безыдейны, как в мыльных операх 2000-х. Антураж примерно соответствует: визуальная эстетика и переходы между сценами через музыку и нарезку кадров – в точности как из каких-нибудь «Ранеток». На серьезный сериал о лучшей гоночной пустынной команде страны (да и мира!) не тянет даже близко.

Параллели с условными «Ранетками» создает и сюжетное наполнение таких сцен. Оно же и составляет главную проблему «Мастера»: хронометраж большинства серий пожирает линия гонщика-мажора (сына одного из боссов команды) и его друга – их постоянные перипетии с девушками, стритрейсингом и вытекающими оттуда проблемами. Теоретически можно было бы заменить их страсть к картингу и «КАМАЗам» на любую другую (футбол, теннис, варка мыла или обжарка кофе) – и сцены вообще никак не поменялись бы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Хабиб Нурмагомедов - Конор Макгрегор: прямая онлайн-трансляция пресс-конференции 4 октября 2018

Слабость сюжетных линий – в абсолютной пустоте персонажей: они не демонстрируют характера и стремления хоть к каким-то целям, лишь делая громкие заявления (вроде «хочу быть чемпионом и побеждать», «хочу быть с тобой», «хочу все исправить») без реальных действий. Ровно то же самое мы видели уже в сотне других не самых качественных отечественных фильмах и сериалах – поэтому вместо образа мощных картингистов у создателей выходит «Универ: новая трасса». По-настоящему удачный момент с ними только один: запись клипа с извинениями для пострадавшей в аварии девушки (и то благодаря аутентично переданной атмосфере взаимовыручки).

Есть и хорошие персонажи: отлично поданный антигерой, девушка-гонщица с внятной мотивацией, интригующие боссы

Если забыть о линии мажора и его друга и сконцентрироваться только на других сценах (благо их в каждой серии от силы на 20 минут), можно обнаружить реально неплохую работу сценаристов. Некоторых персонажей они здорово разработали и подали – им веришь, за их поступками интересно следить.

К примеру, в сериале отлично прописали:

• Босса-интригана, который хочет сместить нового шефа и возглавить «КАМАЗ» самостоятельно. Его мотивацию не подают в лоб, но если внимательно смотреть, можно обнаружить отлично сыгранную и прописанную скрытую обиду на более успешных коллег: главный пост отдали закончившему карьеру прославленному чемпиону, а в боевые пилоты вернулся еще один победитель «Дакара» из прошлого. Именно последний когда-то бросил «интригана» травмированным в пустыне при борьбе за титул – и «главный злодей» занял только четвертое место, которое до сих пор считает несправедливым и стремится компенсировать нехватку гоночных побед выигрышами на должности босса. Параллельно он еще и ищет лучшее место для сына-мажора (того самого из предыдущего пункта) – и все его поступки очень логичны. 

• Еще один такой же антигерой – гонщик Сазонов, который как раз и бросил будущего интригана в пустыне с травмой. Сценаристы создали для него эгоистичную, но крайне понятную мотивацию. А еще грамотно прописали линию: бывший чемпион хочет вернуться в «КАМАЗ» и снова побеждать любой ценой. Его стремления максимально близки и понятны каждому, поэтому очень интересно следить за его продвижением к цели даже через мелкие подлости товарищам по команде. Постоянно интригует вопрос: что же он предпримет дальше? Закрыть соперника в душе – легко. Выучить стих на татарском – труднее, но тоже сделано. Тренироваться с серьезной травмой через боль, чтобы не потерять завоеванное место? И это было. Такая целеустремленность вызывает реальное уважение в первой половине сериала.

• Женщина-гонщица со спонсором в виде производителя губной помады – приходит в «КАМАЗ» для самореализации на самой сложной технике. Через нее отлично передается дух команды: боссы ее принимают, но отправляют в штурманы, и героиня вместо бунта смиряется с положением и пытается выстроить отношения в организации так, чтобы доказать: она способна и гонять, и направлять не хуже мужчин. Сама по себе история достаточно нетривиальна для грузового зачета ралли-рейдов, за ее развитием «изнутри» реально интересно наблюдать.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ripple падает, а биткоин поднимается

Вот только плюсы строительства персонажей и их сюжетных линий заканчиваются в первой половине сериала. Во второй же практически каждому (кроме босса-интригана) навешивают ворох мыльной драмы и любовных отношений.

К примеру, Сазонов и гонщица ВНЕЗАПНО оказываются бывшими супругами с общим ребенком – и когда эгоистичный пилот узнает о сыне, его характер моментально меняется: он резко переключается на режим «хочу стать примерным отцом и помочь его матери». С того момента желание победы любой ценой просто пропадает: он ведет переговоры с командой-соперником ради денег на покрытие долга за испорченную сыном машину, но отказывается от контракта ради гонок в России (зная о минимальном шансе на победу после изменения регламента).

Стройная линия гонщицы тоже деформируется в угоду желанию создать любовный треугольник: девушка начинает отношения с пилотом из своего экипажа, и их роман практически полностью заменяет ее попытки попасть за руль. В итоге каждый раз она ведет грузовик исключительно из-за обстоятельств, а не потому, что выгрызла право сесть в кокпит как гонщик.

К концу последней серии мыльная драма об отношениях практически полностью заменяет все остальные стремления и других персонажей вроде воли к победе или желания что-то доказать миру – получается просто «Санта-Барбара» на колесах. 

С гонками в «Мастере» как-то странно: пилоты из картов садятся прямо в грузовики, из рейдов только штампы в виде прыжков

Фанатов автоспорта и ралли-рейдов сериал вряд ли порадует: для них здесь – только несколько очень красивых и кинематографичных сцен с заездами, тренировками и взаимодействием экипажей внутри кабины. Впервые показали общение между штурманами, пилотами и механиками: зоны их ответственности, реакцию на предупреждения и вообще весь процесс зачитывания маршрутной книги и проезда спецучастков. Технически все снято прекрасно и срежиссировано достаточно реалистично – консультация реального «КАМАЗа» явно пошла на пользу.

Но если задуматься о наполнении таких сцен – становится немного грустно: по сути, гоночная подборка моментов свелась к обычным обывательским штампам вроде «грузовик скачет по ухабам и рвет по грязи», «гонщик непременно топит на полную, не слушая предупреждений», «к механику обращаются только с требованием повысить мощность» и так далее. Найти что-то новое всем, кто смотрел хотя бы пару выпусков путевых заметок «КАМАЗа» с «Дакара», – практически невозможно.

Огромные вопросы вызывает и логика набора молодых пилотов: фактически их снимают с картов и сражу же помещают в грузовики – мощнейшую технику для гонок на пересеченной местности. Разница в мощности – десятикратная (от 105-сильных картов до 1000 л.с. в «КАМАЗе»), принцип работы автомобилей совершенно разный (от количества передач до наддува и подвески), однако и Наиля Абдулина, и мажора Макса Еремина не обкатывают долгие месяцы на полигон, а тут же отправляют на чемпионат России – «Золото Кагана».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кудрин рассказал о воровстве в «Роскосмосе»

Для сравнения, к намного более похожим на карты болидам «Ф-1» гонщиков ведут через «Формулу-4», «Формулу-3» и «Формулу-2» (а иногда и еще через несколько промежуточных ступеней вроде «Формулы-Рено» и «Супер-Формулы») с постепенным увеличением мощности и усложнением техники. Здесь же ребят пересаживают из условных бипланов на условные реактивные истребители – и они летают так, словно только вчера сбивали «Стелсы» над Белградом.

Не меньше вопросов вызовет и их моментальное участие в ремонте и переборке чемпионских грузовиков. Все-таки устройство карта и гоночного «КАМАЗа» – абсолютно несравнимые вещи, и только разбираться с назначением узлов и агрегатов боевой машины для пустыни можно месяцами. Конечно, эти мелочи теоретически списываются на условности кино, но почему их хотя бы как-то не постараться объяснить? Зачем бросать все так топорно, генерируя кучу вопросов? Именно из-за таких очевидно невероятных вещей обычно и пропадает художественная магия.

Стоит ли в итоге смотреть?

Если вам нравятся мыльные оперы в необычных антуражах, определенно да: «Мастер» порадует и эмоциями, и нестандартными декорациями, и новой информацией о жизни раллистов, и зрелищными прыжками на десятитонных грузовиках. Но если вы – фанат гонок, то вам вряд ли понравится: сериал снимали для слышавших о победах «КАМАЗа» только из новостных передач вроде «Вестей Недели» или из заголовков в Яндекс.Дзене. Именно для них «Мастер» станет отличной возможностью наконец-то получше познакомиться с гоночным миром – и даже заинтересоваться сутью и бэкграундом автоспорта.

Если же вы любите гонки (например, «Ф-1»), но не смотрите до конца каждый выпуск на ютуб-канале команды из Набережных Челнов – попробуйте оценить первые эпизоды на платформе Premier. Вдруг зацепит?

В остальном же «Мастер» – просто новая «Молодежка», по крайней мере стилистически. Без сильных преимуществ над другими сериалами и фильмами о гонках (за исключением общей ранее нераскрытой тематики – жизни лучших российских раллистов), но местами с отличной съемкой и парой достойных персонажей. 

Ургант «утопил» чемпионский «КАМАЗ» за €700 тыс – пообещал компенсировать. И сравнил столкновение грузовик-вертолет со сценой из кино

Первый победный «КАМАЗ» для «Дакара»: мотор на 750 л.с. из Ярославля, подвеска от боевой машины десанта, легендарный горб

Первый раллийный «КАМАЗ»: всего 260 л.с., минимум отличий от серийного и особая техника прыжков на дюнах (чтобы не ломалась подвеска)

Источник