Граждан России переведут на электронные паспорта с 2021 года, информируют СМИ. Электронный паспорт будет в виде пластиковой карточки, на которую запишут несколько документов. Граждане России не против отказаться от бумажных удостоверений личности, но боятся взлома и манипуляций с личными данными.
Выдача электронных паспортов в стране может начаться в ближайшие 2 года. При этом переход будет осуществляться постепенно. О разработке такого законопроекта сообщил вице-премьер России Максим Акимов, рассказали в пресс-службе правительства.
Электронный паспорт будет изготовлен в виде пластиковой карточки с электронным чипом. Она будет объединять несколько документов, таких как СНИЛС, водительские права и прочие персональные данные.
Также хотят создать единый реестр данных всех россиян. Благодаря электронному паспорту владелец сможет получить доступ ко всем госреестрам и госуслугам.
Согласно предварительным подсчетам, проведение реформы обойдется в 114,4 млрд в рублей до 2024 года. Эти средства правительство должно возместить за счет госпошлины за выдачу электронного паспорта.
Предполагается, что переход на такой документ начнется в 2021 году.
Готовиться перейти с бумажного на электронный паспорт в стране стали еще в 2013 году. По одобренному тогда законопроекту, выпуск электронных карт, которые заменят паспорта, должен был начаться с позапрошлого года. При этом планировалось, что использование бумажных паспортов прекратиться в 2030 году. В переходный период — с 2016 по 2025 год — должны были иметь хождение оба документа: электронный и бумажный вариант.
Впрочем, позже срок выдачи электронных паспортов был перенесен на прошлый год.
По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который был проведен в том же году,
получение электронного документа больше всего заинтересовало молодых россиян. Хотели бы его оформить 45 процентов среди 18−24-летних и 46 процентов среди 25−34-летних.
При этом в целом доля граждан России, которые хотели бы иметь электронный паспорт вместо бумажного, составила 31 процент.
Большая часть граждан России привлекает удобство совмещения одного документа на носителе.
Так, 76 процентов опрошенных сообщили, что удобно было бы хранить несколько документов (паспорт, полис, ИНН и другие документы) на одном носителе. 76 процентов респондентов хотели бы использовать электронный паспорт в качестве банковской карты, 71 процентов — отправлять документы в государственные органы без личного посещения и т.д.
Больше всего беспокоит граждан России возможность взлома и манипуляции с персональными данными при введении электронного документа.
Кроме того, к концу декабря 2023 года в стране также может появиться инфраструктура для «Цифрового профиля» — единой платформы, которая обеспечит обмен информацией между государством, гражданами, организациями.
Такая дата фигурирует в паспорте проекта национальной программы «Цифровая экономика», одобренного правительством в сентябре месяце. Исполнителями в документе выступают Минкомсвязь, Центробанк, ПАО «Ростелеком» и Аналитический центр при правительстве РФ.
О разработке такого профиля сообщала, в частности, первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.
«Цифровой профиль является одним из ключевых элементов цифровой инфраструктуры. Министерство цифрового развития и Центробанк уже начали концептуальную подготовку к ее созданию. Так, ЦБ совместно с банками на площадке Ассоциации «Финтех» проводит разработку концепции собственно цифрового профиля. Технологии, которые будут положены в его основу, обеспечат простой, быстрый и легальный обмен данными между потребителями и поставщиками данных с использованием единого технологического ID и дадут возможность управлять цифровыми согласиями граждан на обмен информацией», — рассказала Скоробогатова.
При этом, как она отметила, Банк России рассматривает управление данными и технологии искусственного интеллекта в привязке к цифровому профилю, который позволит иметь всю историю операций с корректной информацией по гражданину или компании в онлайн-режиме.
Планируется, что «цифровой профиль» даст возможность россиянам увидеть информацию о себе в своем аккаунте на портале госуслуг, а госорганы смогут предлагать гражданину различные услуги.
Как рассказала Скоробогатова, «получать информацию смогут граждане, компании, банки, государственные и прочие организации».
«Если говорить о структуре данных, то прежде всего это будут персональные данные, справки, сведения об оплате коммунальных услуг, о кредитах или остатках на счетах, оплата налогов и пошлин, покупка и продажа недвижимости, машины, если клиент подтвердит, что он хочет предоставить такую информацию о себе организации, в которой он намерен получить соответствующую услугу», — сказала Скоробогатова.