Что сегодня делать без баскетбола? По воскресеньям мы вместе с автором телеграм-канала «Люблю кино и спорт» Павлом Хрусталевым предлагаем вам вспомнить, как баскетбол никогда не уходит из нашей жизни, а появляется на кино- и телеэкранах.
Раз еще есть силы вспоминать, каким показывают баскетбол в любимых комедийных сериалах – было решено сделать из этого апрельскую трилогию. Обсудив «Клинику» и «Парки и зоны отдыха», нельзя не написать несколько тысяч знаков о прекрасном «Как я встретил вашу маму». Этот-то уж, наверное, смотрели почти все, ну или хотя бы слышали – спасибо уважаемому Куражу-Бомбею и его нестандартной озвучке. В оригинале, настаиваю, намного лучше, но это все же дубляж высокого уровня.
По какой-то причине все раскритиковали концовку, но, как мне кажется, это лучшее, что есть в сериале, и лучшее, что вообще могло случиться с любым комедийным сериалом в принципе. Небанальность, отсутствие привычного слащавого хэппи-энда, пронзительность и катарсис. Когда по прошествии нескольких лет беременная Лили в костюме белого кита на Хэллоуин беседует в пустой квартире с вернувшейся из очередной командировки Робин, и обе понимают, что времена баров и веселых восьми сезонов ушли, а фоном все последние эпизоды играет великая «Eternal Flame» — это настоящая драма. Не какая-то слезливая ерунда про «села в самолет – не села», а искреннее человеческое сожаление о прошедшем и утраченном времени.
Баскетбол, да.
За спорт в сериале отвечает Маршалл Эриксен, наивный и умный здоровяк из маленького городка Сант-Клауд, штат Миннесота. Во всяком случае, летние виды спорта, в том числе и баскетбол, который нас интересует – это его зона ответственности, даже когда речь идет о теннисе на игровой приставке. Если нужен хоккей – это к Робин Щербацки, она из Канады, у нее папаша деспот, воспитывавший мальчика в теле девочки, и еще она возбуждается, если у кого-то выбит зуб. Лили Олдрин, кстати, как выяснилось, обладает неплохими хоккейными вратарскими навыками.
К Маршалу Эриксену вернемся совсем скоро, а пока вот несколько баскетбольных моментов из сериала, связанных не с ним или не только с ним:
• Идиотский бросок великого архитектора и геометра Теда Мосби. По какой-то причине он им гордился. Прекрасно, что разум восторжествовал, и бросок этот не был засчитан. Надеюсь, команду архитекторов «Чертежи» / «T-Square» больше никогда не пустят на баскетбольную площадку, потому что это издевательство над лучшей игрой с мячом. Да вы и сами можете в этом убедиться.
• Постоянные шутки про Леброна Джеймса, в основном от Барни Стинсона, основанные на том, что Тед Мосби родом из Кливленда. Некоторые из них по-настоящему прекрасны, это недоцененная жемчужина сериала.
Вот здесь Тед уговаривает Робин оставить его школьного друга, приехавшего из Кливленда, погостить у них. Кодовое слово известно.
Великий выход Барни Стинсона на свадьбе все того же школьного друга Теда Мосби, проходившей в Кливленде.
А вот эта шутка была придумана еще до первого титула Леброна.
– Вот билеты, поехали на Рождество со мной в Кливленд, Робин.
– Хорошая шутка, Тед. Я не поеду в Кливленд на Рождество, даже если мне заплатят 125 миллионов долларов за шесть лет.
– До сих пор? Все еще не можете отойти от этих шуток про Леброна? Ну и где же твое кольцо? Где же твое кольцо, которое уже должно быть у тебя к этому времени?
Дальше – лучше, запредельный уровень иронии и аллюзий. Барни (ЛеБарни) спародировал «Решение» Леброна, выбирая, в какой стрип-клуб он теперь будет ходить. «Lusty Leopard» не будет забыт никогда, как и стриптизерша-близнец Лили. Ведь именно там, по словам самого Барни, он состоялся как игрок, и это место навсегда останется в его сердце;
• Вот тут Барни пытается украсть баскетбольное кольцо с площадки своего отца, чтобы отомстить ему за испорченное детство («A kid needs a hoop!»);
• Олимпийская таблица, которую обычно вся страна вместе с Обамой заполняет перед «Мартовским безумием», финальной частью баскетбольного сезона NCAA. Поначалу Тед и Маршалл хотят использовать таблицу по назначению – не зря же они стащили грифельную доску из детского сада Лили – но потом начинается кое-что поинтереснее. Героям, вооруженными двумя связками банок пива, предстоит найти ту самую бывшую девушку Барни, распространявшую правду о нем и мешавшую воплощать «The Playbook» в жизнь. Сделать это не так просто известно почему – Барни очень хорош.
«Ванильный гром» – лучший спортсмен и баскетболист в сериале
Маршалл Эриксен, вероятно, главный спортсмен сериала. Точно сказать нельзя, потому что нам толком ни разу не показывают, как он играет во что-либо, кроме разве что легендарной дуэли на мечах. Известно, что Маршалл – большой фанат всего, что связано с его родной Миннесотой. Больше всего он болеет за местных «Викингов», носит их джерси и всегда вспоминает, как несправедлива была судьба в 1998 году во время Финала конференции.
В американский футбол, вероятно, он играть не умеет вовсе, хотя в сериале прямо говорится, что он побеждает во всех играх, в которых принимает участие. Но вот о своих баскетбольных талантах он рассказывает достаточно – по его словам, в юности он был чемпионом конкурса слэм-данков в округе Николетт, штат Миннесота. Именно за фирменный данк «Белая мельница» он получил прозвище «Ванильный гром» («Vanilla Thunder»). Неплохо для белого парня, который в итоге не вырос выше 193-х сантиметров. Маршалл так гордился этим достижением, что до возраста тридцати лет сохранял в своем рабочем резюме строчку про умение забивать сверху.
Позднее, когда в одной из серий Маршалл находит письмо, которое он в 15 лет писал будущему себе, одним из условий Маршалла-подростка была официальная смена имени на «Ванильный гром».
Юность Маршалла вообще полна противоречий. С одной стороны, он жил в самом вежливом городе самого спокойного штата Америки, и даже название родного городка Сант-Клауд отсылает нас к чему-то райскому и блаженному. С другой – его воспитание было в какой-то степени спартанским. Вместе с отцом и двумя братьями они изобрели игру «Baskiceball», которая совмещала в себе элементы баскетбола и фигурного катания. По словам Маршалла, это был экстремально жестокий вид спорта, в котором вовсе не было никаких правил, а участники игры «постоянно вопили друг на друга».
Видеоподтверждения существования этой бесчеловечной игры не сохранилось, однако есть что-то получше – рестлинг в духе «Бойцовского клуба», который Маршалл устраивал с братьями. Именно из-за этих милых семейных битв подушками Тед однажды сформулировал правило «дети, никогда не связывайтесь с дядей Маршаллом, в драке этот парень просто псих».
Темная сторона Маршалла проявляется и на баскетбольной площадке. Однажды Лили дает ему возможность потренировать ребят из ее группы детского сада, и обнаруживает, что Маршалл бывает не только милым «Marshmаllow», но и диктатором покруче Желько Обрадовича.
Маршалл апеллировал к тому, что тренировки его отца были точно такими же, и что только благодаря этому из самого Маршалла вышел толк. Лили не соглашалась, полагая, что для детей игра должна быть удовольствием и ничем больше, а результат не имеет значения. Иными словами, тренировали они по классическому методу «кнута и пряника», но это не помогло их команде малышей. Хотя, понятно, что у них есть оправдание – против них играли профи во главе с Волчонком, то есть, баскетболистом-оборотнем, пришедшим прямо из одноименного фильма с Майклом Джеем Фоксом. Во всяком случае, так утверждает Маршалл, а разве у нас есть основания не верить будущему американскому судье?
Однако почему-то Маршалл иногда забывает о своем полуспартанском воспитании. Точнее, видимо, это делают сценаристы. По какой-то причине, когда в более ранних сериях к Маршалу применяли тот метод угроз и пытались тренировать его через страх, он как-то быстро раскисал. Ну на то ситкомы и ситкомы, а не фильмы Робера Брессона, чтобы через несколько сезонов, меняя образы персонажей, как бы нарочно забыть, что было раньше.
Повторюсь – мы так и не узнаем, как именно Маршалл играл в баскетбол, потому что ни разу этого не видели. Судя по всему, если он и был крут на площадке, то только в юности. Однажды нам показывают, что Маршалл собрал «любительскую баскетбольную команду юристов, которым за 30, и которые хотят повеселиться», назвал ее «Форс-мажоры» и начал проигрывать всем. Проигрывать он совсем не умеет, даже команде бухгалтеров.
Если бы Маршалл Эриксен стал баскетболистом
Допустим, Маршалл не бросил бы увлечение юности, не поехал бы в Нью-Йорк учиться на юриста, а выбрал бы какой-нибудь университет с хорошей баскетбольной программой. Были ли вообще в НБА хорошие белые баскетболисты, которые родились в Миннесоте? Разумеется, например, Кевин Макхейл – член Баскетбольного Зала Славы. Больше игроков такого или близкого к нему уровня Миннесота не производила ни до, ни после этого. Обычно получаются в лучшем случае ребята вроде Криса Хамфриса, Коула Олдрича, Джона Луера или Майка Мускалы. Маршалл Эриксен мог бы добиться примерно такого же успеха, жаль только, что он немного не дорос до двух метров, и так и остался самым низким из братьев.
Если бы Маршалл пошел в университет, наверняка он, как прилежный студент, отучился бы там все четыре года. Будучи будущей звездой НБА 1978 года рождения, он бы вышел на драфт примерно в 2000 году. Этот драфт традиционно считается слабейшим в новейшей истории НБА. Чего уж говорить, если даже Брайана Кардинала выбрали тогда под 44-м номером, а Приможа Брежеца – под 27-м! Кстати, именно в тот год относительно высоко был задрафтован очередной белый лесоруб из Миннесоты – Джоэль Пржибилла отправился в будущую столицу цифрового доминирующего баскетбола мира под девятым номером. Точнее, отправился он в тот же день в результате обмена в «Милуоки».
Выбрали бы Маршалла в тот год, обязательно выбрали бы. Хотелось бы, конечно, чтобы он отправился в родную «Миннесоту», тем более, что у «Тимбервулвз» был единственный 51-й выбор, который они бездарно потратили на легенду евробаскета Игоря Ракочевича. Лучше бы, само собой, они взяли Маршалла. Думаю, он готов был бы сидеть под Уолли Щербияком (наиболее близким игроком в той команде по позиции), наслаждаться тренировками с Кевином Гарнеттом и играть за минимальную зарплату или близкую к ней всю карьеру. Это в любом случае было бы гораздо больше, чем его зарплата корпоративного юриста даже в банке «Голиаф», и его жене Лили, с которой они все равно так или иначе познакомились бы, хватило бы и на сумочки, и на хорошую квартиру не в «Доузитрипле», и на просроченные кредитные карточки.
Главная задача Маршалла в его потенциальной карьере в НБА заключалась бы в том, чтобы в роли местного символа и размахивателя полотенцем удержаться в лиге до возраста 33-34 лет, чтобы дождаться прихода Рика Адельмана. Напомню, что этот благородный и близкий к гениальности баскетбольный джентльмен сделал из «Миннесоты» настоящий оазис «White Power». В сезоне 2012/2013 вся первые пять игроков, лидировавших по количеству проведенных за матч минут – Кевин Лав, Андрей Кириленко, Никола Пекович, Люк Риднур, Рики Рубио – были известно каким признаком объединены. А ведь в команде тогда опровергнуть название фильма с Вуди Харрельсоном и Уэсли Снайпсом пытались еще и Леша Швед, Хосе Хуан Бареа, Лу Амундсон, Грег Стимсма, Чейз Бадингер (кстати, вот Бадингер – это тот самый пиковый образ, которого мог достичь Маршалл Эриксен; стройный, умный, умеющий красиво забивать сверху, блондин, добрый взгляд).
Думаю, очевидно, что Рик Адельман, чья «Миннесота» особенно не могла играть на результат, зато могла играть ради высших принципов, нашел бы место стареющей баскетбольной легенде штата. Пусть те «Тимбервулвз» часто проигрывали в напряженных концовках, «мусорных» окончаний тоже хватало, и это было бы время «Ванильного грома».
Но тогда бы не было сюжета одного из любимых сериалов – так что все к лучшему.