Впечатления Романа Дворянкина.
Через 2 года – 18 декабря 2022-го – в Катаре пройдет финал чемпионата мира по футболу. Для страны это особенный день не только из-за этого: на эти же числа выпадает День независимости Катара – главный национальный праздник. Как и в России, к значимым датам тут часто привязывают всякие громкие инфраструктурные истории.
В этом году на День независимости открывают четвертый стадион, который через 2 года примет матчи ЧМ – 45-тысячник «Аль-Райан». Для открытия выбрали большой матч – финал Кубка Эмира (местный аналог Кубка России) между «Аль-Саддом» Хави и «Аль-Араби» («Аль-Садд» выиграл 2:1).
Самое интересное: в Катаре решили собрать если не полный стадион, то значительное количество зрителей – это редкость для декабря 2020-го. При этом организаторы озаботились безопасностью зрителей. Чтобы купить билет на матч, было необходимо сдать тест на коронавирус.
Схема была следующая:
• ты заходишь на официальный сайт покупки билетов (сделанный при поддержке американской компании ticketmaster – лидеров отрасли) и покупаешь ваучер. В моем случае – на верх центральной трибуны;
• стоимость – 50 катарских реалов (примерно 1100 рублей);
• дальше нужно сдать тест на ковид. Матч прошел 18-го, соответственно, 16 или 17 декабря болельщики приезжали в местный выставочный центр National Convention Centre для сдачи бесплатного теста;
• в удобное время приезжаешь в этот центр, сдаешь тест – и через полчаса тебе приходит смс-сообщение с результатом. Если он отрицательный – идешь в этом же выставочном центре в соседний зал и получаешь билет на матч.
Я пришел туда 16 декабря в 17:00 – это было время начала тестирования, поэтому народу было не очень много – я все сделал и получил результат очень быстро. В тот день центр тестирования работал как раз с 5 вечера до полуночи, 17 декабря – с 7 утра до полуночи.
Собственно, наступил день игры. До стадиона я добрался на такси – в прошлом году на игры клубного ЧМ я приезжал на метро.
Рядом с ареной есть мечеть, а на пути от парковки к стадиону есть специальный рулон, который разматывается в молельный коврик.
Муэдзин вещает из мечети, на фоне летит вертолет – такой вот микс из местных традиций и современной съемки.
Еще одна интересная особенность местного колорита. Я, когда переезжал в Катар, то переживал: не придется ли учить арабский язык? Но тут это просто нецелесообразно: подавляющее большинство местных жителей – такие же мигранты, которые говорят на английском. Но есть очень важный момент: здесь говорят на индийском английском – и это очень специфичный язык. На видео распорядитель говорит на этом диалекте – и поначалу его очень сложно понять!
На входе обнаружилась проблема: меня не пустили с рюкзаком – отправили сдавать его в камеру хранения. Там получилась удивительная бюрократия: во-первых, рюкзак без досмотра не принимали (объяснили тем, что, например, с едой просто не могут принять), во-вторых, переписали паспортные данные два раза. Только после этого я отправился на стадион.
На территории стадиона была фан-зона, но в эпоху коронавируса она выглядела пустынной – судя по всему, поставили просто для галочки. На спонсорских активностях не было никого, немного людей было на небольших фудкортах. На коне – эмблема «Лиги F» Геркуса и Уткина (на самом деле логотип Fortnite).
Сам проход на стадион вполне стандартный – с турникетами. Внутри все точки питания были закрыты.
Запрет на курение распространяется и на вэйпы.
У каждого места стоят такие чашечки с бесплатной водой – хотя не очень жарко.
Кстати, год назад во время клубного ЧМ была проблема: туалетных кабинок было в разы меньше, чем писсуаров – из-за этого возникали очереди. На этом стадионе ситуация с туалетами чуть получше.
Зрелище внутри чаши было довольно странным. Сейчас открываются классные и современные стадионы, а тут на арене всего 2 экрана, при этом не очень больших, и явно не с разрешением 4К. Картинка из-за этого получается довольно нечеткой.
Дальше началась церемония открытия – и она была немного похожа на утренник в сельском доме культуры. Вышел оркестр, переодетый в катарские национальные костюмы – скорее всего, это были индийцы или филиппинцы. Они шли не очень в ряд, играли музыку. На экранах крутили обращения местных чиновников на арабском языке – выглядело довольно странно.
В 18:45 на поле вышли футболисты – среди известных были Санти Касорла (играет в «Аль-Садде»), Арон Гуннарсон и Марк Муньеса (они – в «Аль-Араби»). В итоге 15 минут они просто стояли и ждали, когда на стадион приедет эмир Катара.
В 18:56 на экранах показали, как подъезжает кортеж эмира. В этот момент трибуны начали немножко улюлюкать – примерно так же в Бразилии во время ЧМ-2014 встречали президента Дилму Русеф. Но это продолжалось буквально 10 секунд. Дальше эмир быстро прошел на трибуну, все похлопали – и начался футбол.
Катарские издания написали, что на игре присутствовало 20 тысяч зрителей – кажется, это был самый массовый футбольный матч в эпоху коронавируса. Уже в феврале в Катаре пройдет перенесенный с декабря Клубный чемпионат мира, турнир под эгидой ФИФА, на который заглянет «Бавария». Посмотрим, что местные власти придумают в следующий раз.
Я видел победу «Ливерпуля» в Катаре. За три года до ЧМ на стадионе многое выглядит странным
В марте в гости к Роману Дворянкину приезжал Нобель: рассказ о жизни в Катаре и встрече с Хави