А Уайта сравнивают с мафиози.
Поединок блогера Логана Пола и Флойда Мейвезера снова обнажил проблему несправедливой оплаты труда бойцов. 44-летний ветеран и боксер-новичок показали не самый зрелищный бой, но заработали астрономические деньги: по оценкам экспертов, итоговый гонорар Пола составит около 20 миллионов долларов, а Мейвезер унесет больше 50. И это – шикарные деньги для бокса, а тем более – для ММА.
Бойцы UFC в шоке: даже чемпионы промоушена не мечтают о таких гонорарах, а новички дерутся за 10 тысяч. И хотя UFC стремительно развивается, а по цифрам PPV (платных трансляций) зачастую не уступает боксу, бойцы по-прежнему чувствуют себя обворованными.
Они протестуют против политики компании (UFC отдает бойцам лишь 18% прибыли), сравнивают Дэйну Уайта с мафиози, а некоторые – идут судиться. Но в поведении босса UFC есть логика – и мы решили ее понять.
Блогеры заслуживают миллионы за бои. Все дело в PPV – цифры решают, сколько боец зарабатывает
На первый взгляд, кажется безумием, что блогеры получают миллионы за выставочные поединки, а профессиональные бойцы жертвуют здоровьем за копейки. Но в этом есть логика – и она основывается на специфике спорта как бизнеса. Гонорары бойцов зависят от PPV – именно эти цифры решают, сколько заработает боец.
Братья Пол (как бы их не критиковали) лучше всех понимают: спорт – это зрелище. Большинство людей, которые смотрят спортивные трансляции, не разбираются в тонкостях поединка – они любят шоу и большие имена. Именно поэтому футболу так нужен Криштиану Роналду, баскетболу Леброн Джеймс, а ММА – Конор Макгрегор. В современном спорте маркетинг играет не меньшую роль, чем сам процесс соревнования. И блогеры – люди, которые понимают это лучше кого-либо.
По оценкам экспертов, Джейк Пол за бой с Беном Аскреном получил около 10 миллионов долларов, а его брат Логан за бой с Мейвезером – 20. Сумасшедшие цифры – учитывая, что Джейк провел в ринге всего две минуты, а Логан устроил интенсивный спарринг с 44-летним ветераном, не получив ни единой царапины.
Топовые бойцы UFC (за исключением Конора и еще пары счастливчиков) не могут даже мечтать о таких гонорарах. Чемпион UFC в тяжелом весе Фрэнсис Нганну одним из первых высказал недоумение:
«Безумно подумать, что Логан Пол с рекордом 0-1 сделал 20 миллионов долларов на выставочном боксерском поединке. Что мы делаем не так?», – написал боец в твиттере.
Фрэнсиса можно понять, но есть проблема: блогеры заслужили эти гонорары. Джейк Пол раскрутил бой с Аскреном до 1,5 миллиона PPV (результат вошел в топ-20 в истории бокса), а бой Логана и Флойда обещает еще большие показатели (точные цифры пока неизвестны).
Нганну – зрелищный нокаутер и большой боец для UFC, но у него лишь 2,8 миллиона подписчиков в инстаграме. Для сравнения: у Джейка Пола их 16, а у Логана – 20. И это совсем другой уровень медийности.
То же касается и Мейвезера: он – непобежденная легенда бокса, у него 26 миллионов подписчиков в инстаграме, и он регулярно ставил рекорды PPV. Его бой с Пакьяо – самое кассовое событие в истории бокса: 4,6 миллиона купленных подписок. На втором месте – бой с Макгрегором (4,3 млн). Другие поединки Флойда также в топе: бой с Де Ла Хойей (2,4 млн), Канело (2,2 млн) и Котто (1,5 млн).
А теперь представьте: за Логаном Полом в одном лишь инстаграме следят 20 миллионов, а за Флойдом – 26. Получаем 46 миллионов людей, которые являются потенциальными зрителями боя – и кто-то из них купит платную подписку на бой.
И то, что Нганну нокаутировал бы братьев Пол по любым правилам – не играет никакой роли. Деньги платят люди, а людям – интересны большие имена. Первый бой Нганну с Миочичем собрал около 360 тысяч платных подписок, по второму – цифры отсутствуют, но они точно не превысили миллион. За чемпионский поединок камерунец получил самый большой гонорар в карьере – 730 тысяч долларов (не считая возможных отчислений от PPV). И эти цифры соответствуют показателям платных продаж его поединков.
Бойцы UFC должны научиться продавать себя: Конор – отличный пример, а подписчики в инстаграме – важнее рекорда
Бойцам UFC следует работать над личным брендом: высокая узнаваемость – путь к жирным гонорарам. И в отличие от командных видов спорта, в боях становятся звездами не только за счет побед, но и за счет хайпа.
Пиар-революцию в UFC устроил Конор – он первым заработал по-настоящему большие деньги в промоушене. За бой с Хабибом он получил гарантированные 3 миллиона долларов, а итоговый гонорар, говорят, составил около 50. Но достаточно посмотреть на цифры PPV и все становится понятно: бой с Хабибом продал 2,4 миллиона платных трансляций – это третий результат в истории боевых видов спорта (выше только поединки Мейвезера с Конором и Пакьяо).
Макгрегор полюбился не только фанатам ММА – он стал звездой мирового спорта. И это сделало каждый его поединок событием: бои с Диасом, Порье, Серроне, Альваресом и Альдо пробили планку в миллион PPV. Цифры, показанные Конором, до сих пор бьют рекорды, и даже самые хайповые бойцы не могут приблизиться к ним.
Макгрегор сам слепил из себя звезду: он устраивал шоу везде, где появлялся, а трэшток и эксцентричное поведение (на пресс-конференции ирландец приходил в шикарных костюмах и шубах) подкреплял яркими победами. Именно это позволило ему стать кумиром обывателя: сейчас в инстаграме ирландца 40 миллионов подписчиков (даже у Хабиба меньше – 28).
Если Нганну хочет зарабатывать как братья Пол, он должен стать интересным людям. Конор из простого сантехника превратился в кумира миллионов – и это произошло не случайно: он делал то, чего не делает Нганну. Именно поэтому за ним в инстаграме следят 40 миллионов, а за Нганну – меньше трех. Именно поэтому бои постаревшего Макгрегора по-прежнему отлично продаются, а UFC платит ирландцу жирные гонорары.
В боксе не больше денег, чем в UFC – там больше медийности. Бойцы, которых знают обыватели, приносят промоутерам миллионы
То, что братья Пол пошли в бокс – не означает, что там сейчас больше денег, чем в UFC. Топовые боксеры действительно получают больше, чем топы UFC. Но вот новички – далеко не всегда: нижний порог гонораров в UFC – 10 тысяч долларов, а в боксе ноунеймы могут драться и за пару тысяч.
Дело в том, что бокс – спорт с историей, и в течение XX века там регулярно появлялись звезды, которые становились явлениями в поп-культуре: Мохаммед Али, Майк Тайсон, Флойд Мейвезер, братья Кличко и другие. Этот бэкграунд обеспечил стабильный зрительский интерес, который до сих пор позволяет боксерским поединкам собирать хорошую кассу.
В отличие от бокса, у ММА недолгая история: первые соревнования появились в конце прошлого века и были кровавым зрелищем с минимумом правил (бойцы даже дрались без перчаток). Лишь после начала гегемонии UFC в конце нулевых – ММА обросли запретами и стали цивилизованным спортом, который полюбился широким слоям населения.
И если легенды UFC конца девяностых были лишь локальными знаменитостями, о которых знали любители боев, то с конца нулевых в ММА стали рождаться настоящие звезды спорта: Ронда Раузи (первая медийная девушка-боец), Жорж Сен-Пьер, Брок Леснар, а впоследствии Конор и Хабиб – эти имена отлично продавались.
А UFC отвечал взаимностью: сложные переговоры с Уайтом позволили бывшему чемпиону Жоржу Сен-Пьеру получить внушительный контракт, а Конору стать мультимиллионером.
«Я сделал много денег в UFC. Очень и очень много. Я могу не работать до конца жизни. Даже более того – у меня денег на три жизни вперед. Конечно, если я не впутаюсь в какие-то дикие и тупые авантюры», – признается Сен-Пьер.
ММА стремительно развиваются, а UFC превратился в неоспоримого гегемона. Каждое поколение бойцов в UFC будет получать больше – это неизбежно и происходит уже сейчас. Цифры проданных трансляций обеспечивают рост зарплат, и если UFC и дальше продолжит зажигать звезды уровня Конора и Хабиба, то в будущем сможет выплачивать не меньшие гонорары своим топам, чем в боксе.
К тому же, популярность бокса не испытывает столь стремительного роста как ММА. Наоборот, многие предсказывают, что с уходом яркого треугольника тяжеловесов (Джошуа, Фьюри, Уайлдер) бокс столкнется с дефицитом звезд. От него уже страдают другие весовые категории: звездами, которые вышли за пределы спорта, и стали частью поп-культуры, являются Сауль Альварес и молодой Райан Гарсия. Но этого – мало.
Недаром трендом последнего времени в боксе стали бои блогеров и постаревших легенд – они подогревают интерес к спорту и популяризируют его среди обывателей. За это Майк Тайсон даже поблагодарил братьев Пол (он дрался с Джейком на одном турнире). А легендарный Джордж Форман после боя Пола с Мейвезером признался: ему интереснее смотреть бои блогеров, чем профессионалов.
«Самое странное – эти выставочные бои начинают мне нравиться намного больше, чем так называемые конкурентные поединки, потому что в тех нет моментов развлечений. Здесь же – есть.
В этом парнише (Логане Поле – Sports.ru) есть нечто влекущее, не знаю, где это в нем берется. Но я был потрясен. Посмотрите, я – золотой медалист Олимпиады, двукратный чемпион мира и не пропустил ни секунды этого боя. Я боялся отвлечься хотя бы на минуту», – поделился впечатлениями Форман.
Бойцы UFC требуют повышения гонораров: отказываются драться и даже подают в суд. Уайта называют тираном, но он – залог успеха промоушена
Бойцы регулярно протестуют против низких гонораров в UFC – и это правда: промоушен старается платить как можно меньше. Но это не означает, что Уайт не заботится о своих бойцах.
Активную борьбу с политикой промоушена и выплатой бойцам лишь 18% прибыли вел Хорхе Масвидаль. После вирусной победы над Беном Аскреном в 2019-м (сокрушительным коленом на 5-й секунде боя) хайповый боец заявил: он больше не будет драться за копейки.
Хорхе вступил в сложные переговоры с Уайтом и обвинил босса, что тот недоплачивает своим бойцам:
«UFC должен начать давать большую часть парням, которые приносят деньги с платных трансляций. В UFC всегда говорят: «Ну, посмотрите, сколько зарабатывает боксер, выступающий в андеркарде, и сравните с нашими ребятами, которые открывают кард».
Да, боец, открывающий кард в UFC, зарабатывает намного больше, но, когда вы добираетесь до топового уровня, по сравнению с боксом это – колоссальная разница. Топовый боксер зарабатывает огромные деньги. Мне это не нравится, и я не собираюсь это терпеть», – заявил Масвидаль.
Демарш против политики UFC устроил и лучший боец вне зависимости от весовых категорий – Джон Джонс. Он регулярно жаловался на низкие гонорары и даже поднялся в тяжелый вес ради громкого боя с Фрэнсисом Нганну. Но не смог договориться с Уайтом о деньгах и остался без поединка.
«Джонс заявил, что хочет гарантированные 30 миллионов. Парни получают долю за PPV, он бы получил свою долю. Так вы ведете бизнес, если не хотите разориться», – сказал Уайт.
И хотя Джонс отрицает, что называл сумму в 30 миллионов, переговоры зашли в тупик: Джон объявил о том, что откладывает дебют в тяжелом весе на 2022-й, а в сети даже появились слухи о его отставке (боец не дерется с февраля 2020-го). Но Уайт непоколебим: он не хочет платить деньги, если не уверен, что сможет их покрыть (Джонс никогда не пробивал отметку в миллион PPV, а последние турниры показывал снижающиеся показатели). И ради этой цели он готов даже к уходу лучшего бойца организации.
На фоне хайпового боя Пола и Мейвезера поднял бунт и бразильский средневес UFC Пауло Коста. Разгромно проиграв Исраэлю Адесанье, он получил шанс закрыть поражение в бою с Джаредом Каннонье в августе, но внезапно отказался: потребовал главный бой вечера и достойную оплату. Это привело Уайта в ярость – он призвал бойца соответствовать запрашиваемым суммам.
«Ты подписал контракт и находишься под обязательствами. Если ты так чувствуешь ситуацию, то окей. Ты знаешь, что у нас проходят бои каждую неделю. Если хочешь заняться делом, можешь драться хоть каждую неделю. Отказывайся от контракта и делай, что хочешь.
Ты сейчас не в той ситуации, чтобы требовать сумасшедшие деньги после своего последнего боя. Либо ты хочешь драться, либо нет», – заявил босс UFC.
Секретом, как заставить Уайта платить, поделился Жорж Сен-Пьер: бывшему чемпиону UFC тоже мало платили, но он изменил ситуацию и обеспечил себя на всю жизнь:
«Позиция UFC и крупной компании – предложить тебе наименьший по ситуации контракт, потому что это выгоднее для их бизнеса. Если бы у меня не было яиц, если бы я не сказал, что ухожу, что вот мои условия и никаких других я не принимаю – я бы всю жизнь дрался за гроши. Поэтому мой совет молодым бойцам – будьте смелее в финансовых переговорах. При условии, конечно, что вы постоянно выигрываете в клетке».
Дэйна и правда экономит (хотя сам тратит огромные деньги в казино – его за это критикуют), но старается делать все ради стабильности промоушена. Именно накопленные резервы позволили организации пережить пандемию – UFC был одним из немногих в спорте, кто радовал зрителей трансляциями во время локдауна (ради чего был даже построен специальный «Бойцовский остров» в Абу-Даби). Также UFC нередко помогает бойцам: Муслим Салихов признавался, что иногда промоушен без предупреждения присылает ему деньги – чтобы было проще без боев.
Многие забывают, но именно Уайт создал этот вид спорта таким, каким мы его знаем сейчас. Он возглавил UFC в 2001-м и превратил в топовую лигу, которая теперь олицетворяет все ММА. И во многом это происходит благодаря бизнес-качествам Уайта – бывший чемпион UFC даже сравнивал босса с мафиози:
«Он использует очень мафиозный стиль ведения переговоров, когда тебя пытаются поиметь. Если ты не знаешь свою цену, то они назовут тебе куда меньше истинной. У UFC нет контролирующих органов, а есть лишь эгоистичный парень, немного смахивающий на тирана», – сказал Люк Рокхолд.
Недовольство бойцов UFC заработками даже привело к судебному разбирательству. В 2014-м бывшие бойцы организации Кунг Ле и Джон Фитч подали антимонопольный иск, обвинив промоушен в недобросовестной конкуренции, занижении зарплат бойцам и принуждении их к подписанию долгосрочных контрактов на невыгодных условиях.
Долгие годы казалось, что дело заглохло, но в начале 2020-го пришел апдейт: судья признал иск против UFC классовым, тем самым дав возможность другим бойцам подключиться к обвинению в качестве истцов. Это касается только тех, кто дрался в период с декабря 2010-го по июнь 2017-го – насчитывается примерно 1 200 таких бойцов.
Эксперты оценивают потенциальный ущерб UFC от иска в диапазоне от 800 миллионов до 1,6 миллиарда долларов. Адвокаты UFC подадут апелляцию на признание иска классовым, но угроза для промоушена стала более явной – и Уайту есть о чем задуматься.
Флойд не нокаутировал ютубера. Логан Пол продержался с Мейвезером дольше (и лучше), чем 22 профессионала
Братья Пол – задиры из ютуба: Логан выстоял против Мейвезера, Джейк избил Аскрена и ждет Конора. Что мы знаем о новых джокерах в боях?