Но он остался в марафоне из-за героизма команды.
1 января в Саудовской Аравии уже гонялись – на первый день 2022-го пришелся пролог нового «Дакара» (короткий открывающий спецучасток – фактически аналог для квалификации). И не для всех он прошел хорошо: посмотрите, как пытались вытащить вот этого перевернувшегося бедолагу.
Wait for it… 😅#Dakar2022 #Fail pic.twitter.com/8aTGwfI1QJ
— DAKAR RALLY (@dakar) January 2, 2022
А вот и пострадавший – рассказывает, что случилось, и показывает состояние уже установленного на четыре колеса грузовика.
Pequeño contratiempo 🤔🤪🤪 Pero no vamos a rendirnos, vamos a darlo todo, a luchar como jabatos para estar en la salida de mañana. 🐪💨🐫💨 🚚💨 pic.twitter.com/iE2RYRkRe1
— Albert Llovera (@albertllovera) January 1, 2022
«Моя вина, – рассказал гонщик Альберт Йовера из Андорры. – Пытался обогнать машину Petronas, попали в яму и легли на бок».
В итоге грузовик все-таки к ночи доставили на бивуак – но квалифицировался он 55-м из 56-ти участников с отставанием в 2 часа 17 минут.
Тем не менее, команда не сдалась и за ночь все починила!
В итоге Альберт продолжил гонку – на момент написания текста поднялся на 34-е место зачета грузовиков на первом официальном спецучастке, но добавил еще 45 минут к отставанию от лидера. И это настоящее чудо – как и сама история Йоверы.
Фанаты «Дакара» хорошо знают гонщика из Андорры, ведь он – один из самых колоритных райдеров последних семи лет: разъезжает по бивуаку на инвалидной коляске, улыбается всем, поддерживает механиков (раз уж не может помогать физически) и демонстрирует безграничность возможностей для человека.
Альберт, между прочим, рекордсмен: в 17 лет стал самым молодым участником Олимпийских игр в истории – приехал в Сараево-1984 в категории горных лыж. Год спустя на Кубке Европы (в том же Сараево) он очень жестко упал, сломал несколько позвонков, повредил спинной мозг и остался полностью парализованным ниже пояса. Но не забросил спорт и уже в 1989-м сражался в баскетбол с другими колясочниками на профессиональном уровне в канадской команде «Шарлотсвиль Кардиналс» из Вирджинии.
В гонки он пришел тоже после травмы: впервые сел за руль в 1987-м, а в 1988-м уже выиграл чемпионат страны на квадроциклах. До 2000-го побеждал на локальных андоррских, наваррских и каталонских ралли, а также в Кубках «Ситроен» и «Рено». Пик карьеры – титул чемпиона Каталонии по шоссейно-кольцевым гонкам и переход в юниорские категории Чемпионата мира по ралли WRC, где он пару раз даже добирался до топ-10.
После на несколько лет он сделал паузу и гонялся только в нескольких локальных раллийных гонках – потребовалось более углубленного лечение. За это время Йовера превратился в посла UNICEF, отозвался на предложение NASA вместе поработать над устройствами для ограничено подвижных астронавтов и других вспомогательных инструментов для космических кораблей и для их продажи открыл в Андорре-ла-Велье ортопедический магазин и клинику. О его истории сняли документалку «Крылья феникса» – и премьеру презентовали чемпион мира по ралли и победитель «Дакара» Карлос Сайнс-старший и Хаврьер Бардем.
С 2006-го Йовера вернулся за руль и окончательно переквалифицировался в раллиста: с личной заявкой гонялся в WRC (временами попадал в топ-20) и в рейдах по Испании. Ничего не изменилось до сих пор: андоррец по-прежнему колесит с вдохновляющими лекциями по миру в свободное от гонок время, но старается не пропускать рейды, бахи и «Дакар».
Вот так теперь Альберт ездит по бивуаку:
✅ @albertllovera tiene el ok de la organización para continuar. Sus mecánicos han reparado el Iveco… y así les reconoce su labor el piloto 🔝 pic.twitter.com/kR4xVYoT2o
— Enrique Naranjo 🇪🇦 (@Quique_Naranjo) January 2, 2022
Управляет гоночной техникой благодаря специальному рулю: к нему добавили еще один контур на замену педали газа.
А вот так Йовера забирается в грузовик – да, не сам.
На самый престижный марафон мира Альберт впервые заявился в 2007-м – сперва гонялся в багги. В 2015-м финишировал 41-м, а затем перешел в грузовики в одну из флагманских команд – «Ивеко» Powerstar. Там за 3 года добрался до 15-й позиции в тотале, но в 2021-м приехать не смог, но уже в составе команды Fesh Fesh – бывшей заводской «Татры».
На «Дакаре»-2022 теперь ему вряд ли удастся побить лучшее достижение, но если он вновь просто доберется до финиша (уже в четвертый раз) – случится еще одно маленькое чудо.
Первый пожар нового «Дакара» уничтожил машину хозяина гоночной империи с состоянием 200 млн евро. Чемпион сжалился и подарил свою
«Дакар» теперь – чемпионат мира, и с «КАМАЗа» сняли флаги России из-за WADA. Но не все: один триколор все-таки остался
Участники «Дакар-2022»: все категории, главные команды и гонщики