Правда, Висенте все равно поехал в Мадрид.
В 1936 году Испанию охватило пламя Гражданской войны. Мятеж генералиссимуса Франсиско Франко, поддерживаемый нацистской Германией и фашистской Италией, перерос в трехлетнюю кровавую бойню, которая унесла жизни полумиллиона человек. На стороне республиканского правительства выступили СССР и добровольцы-антифашисты из разных стран мира. В их числе был Фирмин Дель Боске – отец тренера, который привел «Реал» к двум победам в Лиге чемпионов, а сборную Испании – к триумфу на чемпионате мира.
Франко, на чью сторону переметнулась почти вся испанская армия, после победы установил в стране жесткую диктатуру, которая продлилась вплоть до смерти каудильо в 1975-м. Многие его противники сбежали в СССР, а те, кто остались, подверглись кровавому террору. Сразу же после войны Фирмин из-за доноса соседа угодил в тюрьму и отсидел в ней 3 года, но за это время его желание бороться с новым режимом только окрепло.
В 1950-м на свет появился Висенте, который стал вторым ребенком в семье. Из-за политического прошлого отцу было невозможно устроиться на легальную работу, поэтому он перебивался редкими подработками. Семья Дель Боске жила в Саламанке – старинном городе на западе Испании, в котором играла одноименная футбольная команда, бесконечно кочевавшая между Сегундой и Терсерой. Висенте вместе со старшим братом (которого тоже звали Фирмин) тайком пробирались на стадион во время матчей, потому что у семьи не было денег на билеты.
В то же время отец Дель Боске продолжал бороться. Он распространял агитационные листовки с призывом к забастовкам, а его стол был завален незаконной литературой (например, книгами Маркса и Ленина). «Атмосфера в доме была очень напряженной, – вспоминал Висенте. – Мы постоянно слушали подпольные радиостанции типа La Pirenaica (радио, которое содержали советские коммунисты – Sports.ru) и при этом жили в нищете. У нас не было права на протест или возможности изменить ситуацию к лучшему».
Футбольный ландшафт Испании после Гражданской войны несколько отличался от нынешнего. Ведущими клубами страны были «Барселона», мадридский «Атлетико» и «Атлетик» из Бильбао, а в «Реале» по воле Франко постоянно менялись руководители, стадион «Чамартин» был разрушен, и в первые пять послевоенных лет «сливочные» лишь однажды попали в тройку.
Все изменилось в 1943-м, когда президентом клуба стал Сантьяго Бернабеу – друг и соратник Франко. Он воевал на стороне каудильо под руководством генерала Агустина Муньоса Грандеса, который во время Второй мировой возглавил «Голубую дивизию» и вместе с немецкой армией вторгся на территорию СССР. Сразу после назначения Бернабеу получил крупный кредит на развитие клуба, а также выкупил участок земли возле «Чамартина», на котором через три года открылся «Новый Чамартин» (позже его назовут именем президента).
В 60-е «Реал» уже доминировал в Испании и был одной из лучших команд Европы. Днем Висенте Дель Боске тренировался в небольшой команде «Салмантино» из родного города, а вечером вместе с братом прилипал к миниатюрному экрану телевизора и наблюдал за тем, как Альфредо Ди Стефано, Амансио, Игнасио Соко и другие звезды «Реала» покоряли Испанию.
Дель Боске-старшего возмущала любовь сыновей к самому консервативному клубу страны, а когда Висенте пришел к отцу с просьбой отпустить его на просмотр в Мадрид, Фирмин и вовсе пришел в ярость. «Мой отец был тем, кого в Испании называют progresista. Именно за свои политические взгляды он отсидел три года в тюрьме. Отец был очень ответственным, справедливым и прямолинейным человеком, но также имел слишком радикальное мнение по некоторым вопросам. Его поколению пришлось перенести много бед по ходу войны и пережить тяжелое послевоенное время. Реакция отца на мою просьбу была понятна», – вспоминал Дель Боске.
В конце концов, любовь к сыну пересилила политические убеждения Фирмина, и Висенте отправился в Мадрид. На просмотре он поразил представителей клуба техническими данными и прекрасным чтением игры, после чего 17-летнего Дель Боске приняли в молодежку «Реала». Но возвращение в Саламанку не было триумфальным: по словам друга семьи, «сердце Фирмина разбилось на множество мелких частичек» – его сын уходил в клуб, который возглавлял близкий сторонник главного врага.
Висенте переехал в Мадрид один, а отец присоединился к нему лишь через несколько лет. Он регулярно посещал матчи сына, но никогда не комментировал его игру – как в прессе, так и при личном общении. Смириться с выбором будущего чемпиона мира Фирмин так и не смог.
✨Зидан, Фигу, Бекс и Роналдо сыграли вместе в Ла Лиге всего 30 матчей. А еще у них очень много удалений
В «Реале» уже был британец, который отказывался уходить. Он вытерпел унижения и стал героем трибун и команды