Первые медальные гонки – 25 февраля; пока спортсмены выходят на тренировки полуголыми, Международная федерация (FIS) переносит старты на утро, когда попрохладнее.

Резко плюсовая температура – это еще и особый снег, а значит, тяжелейшие задачи для сервис-бригад и возрастающий до предела фактор лыж. Если в легкий минус залет с ними маловероятен (все едут примерно одинаково), то в жару разница может быть гигантской.

Sports.ru связался с главным сервисером наших биатлонистов Александром Печерским – к его работе по ходу сезона у команды вопросов не было. Печерский рассказал, с какими сложностями столкнутся лыжники во время ЧМ.

В Оберстдорфе обещают до +15, это проблема для сервиса?

– Да, при такой погоде готовить лыжи намного сложнее. Как правило, в таких местах, как Оберстдорф, в это время уже используется подушка искусственного снега с добавлением, например, селитры. Это сохраняет снег, чтобы он не становился слишком глубоким и вязким, но при этом реагенты притупляют скольжение лыж. Конечно, намазаться в такую погоду будет крайне сложно. Наверное, это высший пилотаж специалистов сервиса, чтобы в этих условиях умудриться найти лыжную смазку.

Помимо смазки большую роль играют структуры. Это рисунок на лыже, его можно сравнить с рисунком на автомобильной шине: есть летние, есть зимние, есть всесезонка.

Инвентарь при нанесении структуры получается узкопрофильным: на мороз – с еле заметным, очень мелким рисунком, ближе к теплу рисунок становится все глубже, на воду – самый глубокий с большими бороздками, чтобы вода пролетала по ним вниз.

Нужно подобрать структуру на определенный тип снега, а затем нанести подходящий парафин – этот комплекс позволит найти правильный вариант скольжения.

Скольжение зависит и от качества самой лыжи – речь о колодке, жесткости носка и пятки. Очень важно подобрать правильную разрисовку лыж для того или иного спортсмена. Пластик, который лежит на лыже, рассчитан либо на тепло, либо на холод. Снег может быть мягким, тогда и носки у лыжи должны быть мягкими – это тоже очень важно.

Сначала выбирается лыжа, потом – структура под тип снега. Подбор идет либо заводской, либо ручной, который сервис производит на этапах Кубка мира и чемпионатах мира.

Головоломка в биатлоне: из-за экологии скоро запретят фтор на лыжах. Теперь скорости упадут, но Россия все-таки нашла лазейку

И последний этап – выбор смазок, которые только дополняют предыдущий комплекс, при этом смазка – очень важная часть. Ведь через 3-5-10 км она может перестать скользить, так что любая команда сервиса, прежде чем отправить спортсмена на трассу, «мучает» эти смазки, прокатывая каждый вариант по 5-10 км. За счет этого надо понять, всю ли дистанцию выдержит этот вариант или через 5 км встанет. Бывает, первые 5 км спортсмен едет радостно, а последние плачет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Биткоин и китайский Новый год

На второй неделе будет +8 и мокрый снег – ситуация улучшится?

– Все-таки теплота и каша – это суперэкстрим, которого боятся и спортсмены, и сервис. Это пограничная зона катастрофы, когда на первое место выходят лыжи со структурами на эту погоду. Бывает, что у тебя суперсмазка, но если структуры нет, то никакая смазка не поможет. В тепло будет гораздо сложнее.

Как вообще снег отличается в теплую погоду и в мороз?

– Снег отличается тем, что в теплую погоду он набирает в себя много влаги и становится очень насыщенным. Именно в теплую погоду возникает вопрос преимущества обработки лыж фторовыми парафинами, порошками, потому что фтор отталкивает влагу. А в мороз, наоборот, снег высушивается и становится мелкозернистым. Неважно, какой мороз и какой снег; главное – что он становится очень сухим. В минус 15-20 градусов приоритет фтора уже не так значим, тогда больше используются парафины и порошки, ускорители используются мало, исключительно бесфторовые.

Лучшее скольжение – в температурном диапазоне от -5 до -10 при условии, что снег старый, лежалый (например, недельный) – он трансформируется: ночью замерзает, днем оттаивает, становится зернистым и леденистым. Намазаться на такую погоду легко: большинство лыж и смазок едут в таких условиях ровно. Может быть, наши биатлонисты хорошо выступают при такой погоде, потому что лыжи едут великолепно, и порой не совсем хорошие физические кондиции спасаются скольжением, потому что передвижение уже не так энергозатратно.

Менеджер-2021: как и где наши лыжники побегут на чемпионате мира в Оберстдорфе?

А вот ближе к теплу скольжение становится сложным. Появляются переходы: в тени лыжня жесткая и леденистая, а на солнечных участках влажная и тяжелая. Вот тогда разница в скольжении колоссальная, и энергозатраты на открытых участках несоизмеримы. То же самое в мороз – чем холоднее (от -10 до -20), тем снег суше, при таких условиях подготовить лыжи тоже сложно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Геннадий Головкин проиграл Саулю Альваресу в бое реванше

Сколько можно выиграть благодаря хорошим лыжам?

– Пару километров любой спортсмен в хороших кондициях выдержит и на плохих лыжах, а вот на дистанции длиннее будет дикое закисление, потому что спортсмен работает сверх собственного ресурса. И тут разрыв в скорости перейдет в отрывы на десятки секунд.

Правда ли, что крупным лыжникам (как Большунов) сложнее бежать в тепло?

– Доля логики в этом есть, но она абсолютно не приоритетна. Я знаю массу спортсменов высокого роста, больших, грузных, которые хорошо бежали по мягкому снегу. Тут еще многое зависит и от технических навыков – умение толкаться в мягкий снег, не грузить себя, врываясь в него, а уметь передвигаться как кошка. Много рослых спортсменов обладают такой техникой.

Конечно, в теории легкому, маленькому спортсмену передвигать себя по мягкому снегу легче, но все зависит от навыков. Поэтому большой разницы именно в этом аспекте все-таки нет. Точнее, она есть, но не такая значимая.

Когда сервис понимает, что случился залет с лыжами?

– Сервис-команда проводит работу до стартов (минимум за 2-3 дня): собираем аналитику скольжения ежедневно, следим за погодой. Проведя колоссальную подготовку, перед стартом мы понимаем, какое сегодня будет скольжение. Когда идет гонка, оценивается скорость – как визуально, так и технически: как спортсмен забрался в подъем, сколько выиграл на спуске. Когда у него плохие физические кондиции в подъем, но со спуска лыжи едут шикарно – значит, сервис сработал хорошо.

Третий анализ идет уже после соревнований, когда каждый спортсмен дает комментарий. Потом мы складываем общую картину и понимаем, что хорошо (или не очень) поработали в этот день. Все результаты мы записываем, эти схемы – показатель для будущей работы, чтобы не залететь с лыжами.

В биатлоне давно не бегают классикой, а в лыжах это и сейчас половина гонок. В чем особенность подготовки лыж на классику?

– Конечно, специалисты лыжной команды ответят на этот вопрос более профессионально, но в двух словах – в классике скольжение зависит от держания. Очень важно намазать лыжи так, чтобы они держались за снег и не простреливали. Скользящая поверхность классической лыжи разделена на три участка: 70-80 см под ногой – колодка, ее обрабатывают мазью держания, это именно та часть, которая в моменте надавливания ногой цепляется за снег и не дает проскользнуть назад.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Криптовалюта Nano выросла на 25% вопреки падающему рынку

Мазь скольжения – это парафин, который мажется на эту же самую лыжу от границ мази держания на носок и на пятки. Потому что со спуска спортсмен едет как раз на носках и пятках, а колодка несколько поднимается. Мазь не цепляется за снег, и таким образом не создается торможение.

Когда лыжа простреливает, это означает, что выбрали неправильную мазь держания. Мазь скольжения работает только на ускорение, мазь держания – только за зацеп лыжи за снег. Если на классической лыже пойти в подъем совсем без мази держания, то зайти в него будет невозможно, придется ползти только на руках – это будет не удовольствие, а полная катастрофа.

Классику на коньковых лыжах бегают только тогда, когда рельеф трассы позволяет мощным спортсменам толкаться на одних лишь руках. И не должно быть крутых подъемов, потому что в них на коньковых лыжах классикой не заедешь. Да, иногда спринты бегают на коньковых лыжах – это нормально, но стоит только побежать по более крутому рельефу, коньковые лыжи не подойдут ни при каких обстоятельствах.

Зачем в таком случае использовать коньковые лыжи?

– Скольжение у коньковых лыж лучше, у них больше динамика колодки, они работают как пружины. При этом на спуске сопротивление меньше – потому что, как бы мы ни говорили, что мазь держания на спусках не цепляется за снег, все-таки касание происходит. Поэтому классические лыжи на спуске могут катить чуть хуже, чем коньковые. Спортсмен залетает в подъем на одних руках, а со спуска его уже ничего не держит – таким образом он компенсирует небольшой проигрыш в подъеме.

Любителям вообще не стоит заморачиваться со смазками – это очень сложно и коварно. Намазаться на теплую погоду сложно, нужен большой ассортимент мазей. Даже то, что мы обсудили выше – это лишь общая картина.

Кстати, сейчас производители лыж придумали очень удобный вариант для держания – это ворс, который наклеивается под колодку. Он настолько эффективно держит в подъем, что мази не нужны вообще. Даже наши биатлонисты из сборной, когда используют классические лыжи для специальных тренировок, берут вариант с ворсом – не заморачиваются насчет мазей, потому что этот ворс держит в любую погоду, это универсальная вещь.

Расписание трансляций чемпионата мира по лыжным гонкам-2021 в Оберстдорфе

Источник