Но правилу не хватает объективности.
26 августа в Нью-Йорке стартует US Open – последний «Большой шлем» сезона. Сейчас «Шлемы» с их огромными сетками на 128 человек стали для низкорейтинговых теннисистов одним из главных источников дохода.
После того, как в 2012-м игроки ATP пригрозили бойкотировать турниры из-за несправедливого распределения денег, ТБШ стремительно нарастили призовые фонды. Конечно, выиграла элита: победители теперь получают около 4 млн долларов. Но за первые круги тоже платят рекордные суммы. Например, на US Open только за попадание в основную сетку игроки получат по 58 тысяч долларов.
Для сравнения, в 2000-м за первый круг US Open платили 10 тысяч, а в 2012-м – 23 тысячи. В этом году финалист турнира в Уинстон-Сейлеме получит меньше, чем участник первого круга в Нью-Йорке (56к). А на женских турнирах серии International чемпионке, выигравшей четыре-пять матчей, выписывают чек всего на 43 тысячи долларов.
***
В теннисе игроки топ-10 зарабатывают примерно половину призовых. Остальные относятся к деньгам очень бережно и используют каждую возможность заработать. Естественно, что «Шлемы» все играют любой ценой и даже при травмах.
The New York Times приводила потрясающий пример: в 2014-м Петра Мартич выиграла один гейм в первых кругах Australian Open, «Ролан Гаррос» и «Уимблдона». За это она заработала 104 940 долларов – 72% призовых за сезон.
Чтобы получить деньги за первый круг, его даже не обязательно доигрывать – достаточно просто выйти на корт и провести хотя бы один розыгрыш. В результате количество отказов в первых кругах «Шлемов» иногда доходило до 10 и больше. На «Уимблдоне»-2017 досрочно завершились 7 из 64 мужских матчей первого круга – больше 10%. В их число вошла встреча Роджера Федерера с Александром Долгополовым (43 минуты) и Новака Джоковича с Мартином Клижаном (40 минут). Эти матчи проходили друг за другом на Центральном корте, что, конечно, разозлило организаторов.
Чтобы остановить волну отказов, турниры «Большого шлема» ввели новое правило. С 2018-го игрок, отобравшийся на турнир по рейтингу, может сняться до начала первого круга и все равно получить половину призовых. Таким образом, турниры вознаграждают работу теннисистов по ходу сезона, позволившую попасть в основную сетку, но при этом обеспечивают полноценные матчи.
Чтобы травмированные соглашались на половину призовых, в правиле обговорили наказания. Теперь за снятие по ходу первого круга или игру, не соответствующую профессиональным стандартам, теннисистам назначают крупные штрафы – вплоть до 100% заработанных денег.
Правило работает. Количество отказов в первом круге снизилось, а до начала основной сетки – выросло. Но все равно были исключения. Мишу Зверева лишили 75% призовых за первый круг Australian Open-2018, с которого он снялся из-за болезни. А Петера Гойовчика за отказ из-за травмы бедра оштрафовали на 60% призовых за первый круг прошлогоднего «Ролан Гаррос».
***
В этом году у игроков впервые отняли все призовые: у Анны Татишвили за «Ролан Гаррос» (0:6, 1:6 от Марии Саккари) и у Бернарда Томича за «Уимблдон» (2:6, 1:6, 4:6 от Жо-Вильфреда Тсонга). В обоих случаях судьи решили, что игра теннисистов не соответствовала профессиональным стандартам. Но причины были разные.
По правилам, основанием для лишения призовых может стать то, что игрок:
• не завершил матч;
• не выступал 2-3 недели перед «Большим шлемом»;
• снялся с последнего турнира перед «Большим шлемом»;
• использовал защищенный или специальный рейтинг для заявки на турнир;
• получил предупреждение за то, что недостаточно выкладывался.
Татишвили попадает под четвертый пункт. Перед «Ролан Гаррос» она не играла почти два года из-за травмы голеностопа. Возвращаться в Париже она решила, потому что у нее как раз заканчивался защищенный рейтинг, но она считала, что будет в форме. Перед стартом ее осмотрел физиотерапевт WTA и два врача «Ролан Гаррос», и все признали, что она готова.
Однако позже супервайзер Андреас Эгли сообщил ей, что судьи смотрели ее матч вживую и на видео, изучили статистику и решили, что она «была недостаточно готова для выступления на «Шлеме». С этим не согласилась сама Татишвили, ее соперница, а еще четыре свидетеля, которых ее юристы привлекли для подготовки 40-страничной апелляции – в их числе был бывший тренер Марии Шараповой Свен Гренефельд.
Томича оштрафовали просто за недостаточное старание. В том матче с Тсонга он выиграл всего 7 геймов, 38% очков и закончил встречу за 58 минут.
***
И Татишвили, и Томич подали апелляции. Их результат только подчеркнул основную проблему нового правила: недостаток объективных критериев, по которым определяется профессиональность выступления.
Татишвили все призовые вернули. В апелляции ее юристы привели 123 женских матча в период с 2016-го по 2018 год, которые закончились за час и меньше и состояли из 12 или 13 геймов. Таким образом, они доказывали, что продолжительность не показательна.
Анна Татишвили (справа)
Представители «Шлемов» согласились. «В более ранних случаях применения правила имелся объективный факт отказа от продолжения матча, который подчеркивал то, что игрок неправильно оценил свою готовность. Полный же матч требует повышенного внимания к самой игре, а не только к продолжительности и счету», – написал Татишвили глава Совета «Больших шлемов» Билл Бэбкок.
В итоге американке все призовые вернули.
Томичу тоже – правда, всего 25% (если он отыграет два года без нарушений правил на «Шлемах»). И если письмо Бэбкока Татишвили было чрезвычайно уважительным, то Томичу он сказал, например, такое: «Бернард, уверен, вы согласитесь, что нет никаких исторических доказательств в пользу теории, что вы способны изменить поведение».
При этом все аргументы Татишвили работают и в пользу Томича. Например, по ходу встречи он на одном отрезке выиграл 16 очков на своей подаче подряд. Кроме того, в первом круге того же «Уимблдона» было минимум три мужских матча, в которых один из участников выиграл семь геймов и меньше.
Тсонга решение организаторов тоже не очень понравилось: «Из-за штрафа получается, что я как будто не выиграл. Что я прошел дальше, только потому что он ничего не сделал. Это немного умаляет мою победу». А чуть позже она сам выиграл у Надаля те же самые 38% очков.
Кроме того, в случае с Томичем указывают и на важный процессуальный недочет: судья матча Мохаммед Лайани не выносил ему предупреждение за недостаток старания – хотя такая возможность предусмотрена правилами. Поэтому член Совета игроков ATP Вашек Поспишил заявил: «Старание или его недостаток почти не имеют значения. Он не получил предупреждение во время матча, так что неправильно наказывать его после. Это должен был сделать судья во время игры. Если бы он получил предупреждение, то мог бы изменить поведение и избежать штрафа».
Бэбкок в письме Томичу согласился, что судья мог и должен был его предупредить. А Бернард заверял, что в таком случае имел бы возможность исправиться.
***
Это правило вписывается в общую канву последних теннисных инноваций: хорошая идея с не самой продуманной реализацией. Правильно по этому поводу высказалась Слоун Стивенс: «Это скользкая дорожка для турниров – становиться судьями того, кому платить, а кому – нет».
Конечно, в данном случае все не так катастрофично, как с отмененным переходным туром ITF, но все равно правило нужно дорабатывать, вводить объективные критерии, активизировать судей на борьбу с теми, кто не старается.
Ведь законы должны ограничивать хаос, а не усиливать.
Теннисист помог в борьбе с договорняками – теперь не хочет ездить в Аргентину из-за ненависти
Пике обещал Кубку Дэвиса 3 миллиарда долларов, но пока больше говорит о волшебстве. Гарантий нет