Героическая победа Айсмена.
Кими Райкконен провел в «Формуле-1» невероятно долгую карьеру: 19 сезонов – и 342 Гран-при: рекорд, который, скорее всего, еще немного увеличится (в календаре еще 9 этапов).
Однако насчет лучшего выступления Кими споров почти не возникает. Подавляющее большинство останавливается на Гран-при Японии 2005 года.
Тогда Райкконен сотворил настоящее чудо: стартовав с конца решетки, выиграл гонку.
Квалификацию испортила погода. Хотя в большей степени виноваты правила
Формат квалификации всегда был объектом экспериментов. Руководство «Ф-1» неоднократно меняло его по разным причинам: то ради большей справедливости, то ради зрелищности. Даже сегодня опыты с субботой продолжаются в виде спринта.
В 2005 году тоже все было непросто: первые шесть этапов место на старте определяли двумя быстрыми кругами. Первая попытка проходила в субботу, вторая в воскресенье. По общей сумме времени решалась судьба решетки. Однако формат провалился из-за возможного за день изменения погоды, потому вернулись к предыдущему – квалификации в один быстрый круг. Не помогло.
На японском этапе в субботу пошел дождь, который испортил попытки нескольких пилотов. В частности, пострадали только-только ставший чемпионом в «Рено» Фернандо Алонсо, легенда «Феррари» Михаэль Шумахер и тогдашняя звезда «Макларена» Кими Райкконен.
Время финна было на 16 секунд хуже поула. Мало того, он еще и получил штраф в 10 позиций за смену двигателя, так что стартовать ему пришлось из глубины пелотона – с 17 места.
Райкконен победил за счет грамотной стратегии и безумного темпа
На сумасшедшем первом круге с вылетевшими в гравий (но оставшимися в гонке) Сато и Баррикелло финский гонщик сумел подняться на 12 строчку. Тут же на трассу выехала машина безопасности из-за схода другого пилота «Макларена» – Хуана-Пабло Монтойи. Его выбил Жак Вильнев, получивший потом штраф в 25 секунд.
Рестарт произошел лишь на 7-м круге. А через некоторое время пошли первые пит-стопы. Надо сказать, что тогда поездки на пит-лейн по ходу гонок сильно отличались от современных: пилотам не меняли резину (в заезде использовали лишь один комплект), только заправляли болид. Этим и воспользовались в боксах Райкконена: он стартовал с полными баками.
В итоге Кими удалось догнать активно борющихся друг с другом Алонсо и Шумахера. Когда испанцу наконец удалось пройти «Феррари» (Михаэль очень хорошо защищался), очередь была за финном. У него это получилось быстрее.
Ближе к концу гонки «Макларен» неожиданно очутился на второй позиции. Райкконен оказался настолько быстр на «Сузуке», что прошел большую часть соперников без борьбы. Напряженная схватка была всего лишь с Шумахером. А впереди оставался только пилот «Рено» Джанкарло Физикелла.
FLASHBACK: JAPAN 2005 🇯🇵
One of the greatest wins of Kimi Raikkonen's career
Start: P17 🚦
Finish: P1 🏁
Believe in the impossible 👊#MondayMotivation #F1 pic.twitter.com/Q8xeyYqheb
— Formula 1 (@F1) January 15, 2018
«С учетом нашей стартовой позиции второе место уже было сказкой, – вспоминает бывший механик «Макларена» Марк Пристли в подкасте «Верните V10», – Кими тогда находился в прекрасной форме. Его темп на финальном отрезке просто взрывал мозг. Где-то за 23 круга до конца мы даже подумали, что, возможно, удастся догнать и Физи. Пройдем его или нет – уже другая история. Мне кажется, именно тогда у нас появилась надежда: «Может быть… может быть…» Когда Кими выехал с последнего пит-стопа, то Физикелла был практически перед ним».
Действительно, между двумя гонщиками было всего 5 секунд, которые стремительно испарялись. И тут дело не только в мощном темпе финна: Джанкарло имел все шансы выиграть Гран-при, однако перед последней шиканой стабильно уходил в оборону. Итальянцу все время казалось, что Кими его атакует, хотя это было не так. Перед последним 53-м кругом мнительность Физикеллы обернулась его поражением. Райкконен удачнее вышел на прямую и эффектно прошел пилота «Рено», еще и оторвавшись от него на 1,6 секунды.
LAST. LAP. DRAMA.
Here's Kimi Raikkonen's 2005 #JapaneseGP-clinching overtake past Giancarlo Fisichella!#F1 pic.twitter.com/0lC3MKliES
— Formula 1 (@F1) March 31, 2020
Это была великая гонка!
Сенсационную победу окрестили лучшей в карьере Кими. Она довела босса «Макларена» до слез, а сама команда праздновала три дня
Триумф «серебряной конюшни» взбудоражил абсолютно всех. В шоке был и Рон Деннис – глава «Макларена». Он даже не смог сразу дать послегоночное интервью: британца охватили эмоции, и он расплакался. Придя в себя, Рон с уверенностью заявил, что эта победа – «одна из лучших за всю историю команды».
Результаты японского Гран-при оценил и тогдашний инженер англичан Падди Лоу: «Это фантастическая победа. Пожалуй, лучшая гонка Кими».
В «Макларене» действительно были вне себя от радости. Сотрудники устроили настоящее торжество. Вот что вспоминает об этом Марк Пристли:
«Самым лучшим и в то же время худшим было празднование победы, Потому что оно выдалось слишком эпичным. Началось все еще на «Сузуке», продолжилось в Токио и не прекратилось даже во время перелета на следующий этап (ровно через неделю в Китае состоялся финальный Гран-при сезона). В общем, мы отмечали где-то три дня. Такое трудно забыть».
Что касается самого Кими, вроде бы он остался рад:
«Гран-при на «Сузуке» 2005 года особенный во многих отношениях. Думаю, это была одна из моих лучших гонок. Я хорошо поработал и остался вполне доволен собой. Победить здесь со всеми теми трудностями, через которые мы прошли, – это какая-то фантастика».
Райкконен так и не реализовал талант супермена в «Формуле-1», но запомнился пофигизмом, пьянками и чудачествами в гонках
Кими Райкконен уходит из «Ф-1». А здесь – 18 текстов о фэйлах последнего сезона, пьянках и легендарных моментах (их хватит и на сериал)
На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех: заработал сравнения с Сенной, похвалу от Шумахера и прозвище «Эскимо»