Интервью Марио Билате.

Если вы думаете, что после отъезда Лео Слуцкого и Вячеслава Караваева из голландского «Витесса» в Эредивизи не осталось русских, то сильно ошибаетесь. В южной части Нидерландов, в провинции Северный Брабант, расположен миниатюрный городок Валвейк с одноименной командой (последнее место в эредивизи, но из-за пандемии вылет в этом сезоне отменили) – ее капитан имеет прямое отношение к России.

Его зовут Марио Билате, 28 лет назад он родился в Москве. Когда Марио исполнилось полтора года, его отец, дирижер из Эфиопии, покинул Россию и переехал с семьей в Голландию. 

С Марио списываемся в вотсаппе, он отвечает на английском (сразу предупредил, что с чтением на русском – проблемы). Набираю – в телефоне раздается русская речь практически без акцента. Билате говорит: «Дай мне чуть-чуть времени подумать, хочу ли я давать интервью. Мой русский язык – хороший, но не отличный. Иногда говорю одно, но имею ввиду другое». Удивляюсь – неплохо для парня, который всю сознательную жизнь прожил в Голландии. В разговоре выясняется, что помимо русского владеет голландским, английским и может изъясняться по-эфиопски. 

Родился в московской семье эфиопского дирижера и студентки Гнесинки. Обожает блины, борщ, ынджеру. Пельмени – ненавидит

– Как познакомились твои родители?

– Моего отца зовут Амаре. Его родители из-за болезни умерли рано – пришлось жить в военной казарме в Эфиопии и заботится о младшем брате и сестре. Он поступил в военную академию, но никогда не мечтал об офицерской жизни: в свободное время регулярно играл на пианино и в итоге прошел музыкальный курс в Аддис-Абебе. Отец был погружен в классическую русскую музыку, и когда появилась возможность попасть в консерваторию имени Чайковского, он без раздумий отправился в Россию на учебу.

В московском метро отец познакомился с русской девушкой Мариной, моей мамой. Она училась в Гнесинке (Российская академия музыки имени Гнесиных – Sports.ru) на вокальном отделении. У них произошел роман, после которого на свет появился я.

Сейчас родители расстались, но живут в Роттердаме. Мама работает гидом – летает по всему миру, а папа – дирижером и учителем музыки.

– В России семья надолго не задержалась?

– Когда мне исполнилось полтора года, папа решил переехать в Нидерланды. Отец отлично провел время в России и завел там много друзей. Сформировался там как человек. Единственным негативным моментом было то, что периодически сталкивался с оскорблениями на расовой почве.

«Я не хочу, чтобы вы испытали то, что пережил я», – говорил он. Случалось так, что к нему подходили и говорили: «Что ты делаешь с этой белой женщиной?» Или обращались к маме: «Ты не могла найти себе белого парня?»

У нас не получилось вернуться в Эфиопию, так как там произошла смена власти, и папа чувствовал, что семья может подвергнуться опасности. Поэтому подал ходатайство о предоставлении убежища в Нидерландах. Шесть месяцев прожил там, а потом приехали я и мама. Мы переехали в страну, где черный человек может чувствовать себя спокойнее. 

Иногда отец сталкивался с расизмом и в Нидерландах. Мне тоже попадало. Но это не повторяющаяся вещь, мешающая в повседневной жизни. Не поймите меня неправильно: расизм повсюду, но в одних странах встречается чаще, чем в других. 

***

В ютубе несложно найти канал Амаре, отца Марио. Он уже четыре года не обновляется, но хранит удивительное видео из начала 90-х: совсем молодой дирижер управляет ансамблем песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Это – его выпускная работа. После экзамена весь педагогический состав консерватории говорит ему очень теплые слова под рюмку водки.

Видно, что Амаре смущен и хочет уйти по-английски к маленькому сыну и болеющей жене. Звучат трогательные речи: «Наш Амаре – человек-душа, идет навстречу к людям с добрым сердцем… Он дирижировал ансамблем так, как надо, и когда снимал аккорд, его переворачивало всего внутри». Посмотрите, нереально трогательно и отлично передает атмосферу того времени.

– Амаре сейчас известный дирижер и выступал со Стиви Уандером, Мэрайей Кэри и Селин Дион. Как он добился такого успеха?

– Мой отец – умный человек. Обожает работу, любит музыку, трудоголик. Все, чего он добился как дирижер – только благодаря труду. В 2000 году его пригласили в королевский дворец, где он провел концерт, посвященный Дню памяти жертв фашизма. Выступал в присутствии королевы Беатрикс, принца Виллема-Александра и принцессы Максимы.

Когда я был еще ребенком и не нужно было идти в школу или играть в футбол, то всегда приходил на его выступления. Но если честно, классическая музыка не для меня, в основном слушаю английский и голландский хип-хоп.

Амаре и принцесса Нидерландов Максима

– Отец хотел, чтобы ты стал музыкантом?

– Да! Он даже давал уроки игры на фортепиано, но это занятие мне всегда казалось скучным. Тогда кое-как освоил, но сейчас ничего не сыграю. Я был активным ребенком и все свободное время проводил на улице, играя в футбол и баскетбол. Еще в детстве решил, что стану футболистом. Отец поддерживал и никогда не отговаривал. Всегда говорил: «Если ты что-то любишь – сконцентрируй все силы на этом занятии и усердно работай».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бой Хабиба и Конора Макгрегора: дата и время боя

– Ты трудоголик?

– И да, и нет. Могу много работать, только если что-то люблю. Когда отец учился в Москве, рассказывал, что в день спал 7 часов, еще час уходил на отдых и еду, а остальные 16 часов – на учебу. Мне не важно, что это за занятие и насколько сильно я им увлечен, но учиться по 16 часов в день никогда не буду.

– Как выучил русский?

– Это мой первый язык. Ведь мой отец в Москве выучил русский. родители разговаривали между собой по-русски, дома мы всегда по-русски общались. Я до сих пор с мамой на русском разговариваю.

– Кто из родственников остался в России?

– Сейчас в Москве живет мамина родная сестра и ее два сына. Раньше жили бабушка с дедушкой, но дедушка умер, когда мне было 6 лет, а бабушка – когда исполнилось 17. Мы с мамой каждый год приезжали к бабушке в гости. Но с тех пор как она умерла, в Россию больше не приезжали.

Марио гостит в Москве у своих двоюродных братьев Виталика и Максима

– Что бабушка готовила, когда у нее гостил?

– Маленьким просил, чтобы с утра приготовила блины. Когда стал постарше, то полюбил борщ и пельмени. Борщ уже лет 10 не видел. Последний раз его ел, когда с мамой вместе жили. А вот пельмени никогда больше есть не буду! Однажды так объелся, аж до тошноты, до сих пор не могу на них смотреть.

– Блюдо, которое можешь есть бесконечно?

– Ынджера – это такие эфиопские блины, похожи на русские, но из кислого теста. Их подают вместо хлеба на завтрак, обед и ужин. В Африке часто используют вместо столовых приборов – как тарелку или как ложку, зачерпывая различные соусы и заворачивая в них мясо. Вот такую еду могу есть целыми днями.

– Как сверстники в России реагировали на смуглого мальчика? 

– В Москве меня никто не оскорблял, город мне нравился. С двоюродными братьями целыми днями пропадали на улице. Много играли в футбол или просто гуляли во дворе с парнями с района. Помню, другие ребята спрашивали: «Марио, а отец твой – ниггер, да? Он ниггер?» Я не знал, кто такой «ниггер», и спросил у мамы. Она мне сказала: «Говори просто: твой отец – черный и родом из Африки». Но чтобы меня кто-то этим задевал – никогда такого не было. Я знал, что братья не дадут в обиду, чуть что – сразу будет драка. 

Научил голландцев русскому мату и получил прозвище Черный русский

– Как в твоей жизни появился футбол?

– В Голландии футбол – спорт номер один. На районе и в школе всегда играли в футбол. В детстве наблюдал за Роналдо и Патриком Клюйвертом, но мой любимый игрок – Тьерри Анри времен лондонского «Арсенала». Он был очень элегантным игроком. Нравился его стайл: какие носки он носил, какие туфли у него были. Анри показывал великолепный футбол – быстрый, техничный. Ой, какой игрок!

Раньше в Голландии нельзя было все игры смотреть в интернете. У нас каждую субботу, в 11 или 12 часов ночи, по телевизору показывали Match of the Day. А в это время меня укладывали спать. Но когда ночевал у отца, он всегда разрешал посмотреть Match of the Day и говорил: «Хочу, чтобы ты видел, как играет Анри».

– Во сколько начал заниматься?

– Когда исполнилось семь лет. Все началось в школе роттердамского клуба «Ксеркс», которая находилась в ста метрах от дома. В девять лет меня присмотрели селекционеры «Спарты», где я провел пять лет. Из-за слишком быстрого роста возникли проблемы с коленом и пришлось снова вернуться в «Ксеркс». Там провел еще пять с половиной лет. А затем «Спарта» предложила мне контракт. Я, конечно же, согласился, потому что хотел стать профессионалом.

– В «Спарте» у тебя появилось прозвище Zwarte Rus – Черный русский?

– Каждый день так не называли. Не было такого, что приходил с утра и говорил: «Доброе утро, ребята!» – «Привет, Черный русский». Просто парни удивлялись, что темнокожий человек может быть русским. Когда подшучивали друг над другом, могли сказать: «Ах, ты Черный русский! Ты один такой в мире!» Если кто-то у них спрашивал: «А он кто?» – «Да это Марио, наш Черный русский». Так меня называют все друзья, и это нисколько не обидно.  

– Научил парней русскому мату?

– Если говорил, что могу разговаривать по-русски, партнеры не верили и просили что-то сказать. Детям ведь не интересно, как будет «Привет». Подходят и спрашивают, как ругаться матом: «Как сказать жопа или ### по-русски?» И я их всему этому научил. После этого они знали: если во время игры или тренировки перехожу на русский мат, значит, злюсь.

– Самый топовый игрок «Спарты»?

– Один из них – полузащитник «Аталанты» Мартен Де Рон – выступает в Лиге чемпионов, классный игрок, хороший человек. Сейчас не вспомню, научился он русскому мату или нет. Еще Йетро Виллемс был со мной в «Спарте». Последний сезон провел за «Ньюкасл». Тоже высокий уровень.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Венгер за отмену правила выездного гола в ЛЧ и ЛЕ. Это проще, чем внедрить новые офсайды

В Шотландии дважды подрался с одним и тем же фанатом. Мечтает сыграть в РПЛ 

– После «Спарты» ты попал в «Данди Юнайтед». Почему там не задержался?

– Начинал здорово – два гола забил в стартовых матчах, а потом получил травму подколенного сухожилия. И за один год рецидив случился 4 или 5 раз. В итоге пропустил большую часть сезона. Второй год снова начал хорошо, но порвал крестообразные связки и сразу понял, что пропущу от 6 до 9 месяцев. К тому же в Роттердаме осталась моя беременная подруга, ей было тяжело без меня. Всех этих факторов хватило, чтобы вернуться домой.

– Почему подрался с фанатом?

– Играли кубковый матч против одноименного клуба – ФК «Данди». На последних минутах забили гол и отмечали его. И тут вижу, какой-то человек перепрыгнул через рекламный щит и бежит на меня по полю и хочет ударить. Но у него ничего не получилось. Я пнул его в живот, он упал. Подошли стюарды и забрали его.

– Этим же дело не кончилось. Было продолжение в ночном клубе. 

– Я уже забыл про ту ситуацию, и через три месяца мы с одноклубником Надиром Чифтчи пошли в ночной клуб. К нам начали приставать пьяные и противные 18-летние пацаны. Начали провоцировать: «Говно ты, а не игрок». Сразу сообразил, что это фанаты «Данди». И вдруг из толпы выскакивает тот самый парень, который хотел меня побить во время матча. Протягивает руку со словами: «Как дела?» Отвечаю: «Ты уже забыл, как налетел на меня в игре?» Слово за слово – и началась драка, но никто серьезных повреждений не получил. Просто мы постояли за себя и поставили парней на место.

– В какую команду отправился потом?

– «Ден Босх» был первым клубом, проявившим конкретный интерес. Мне в этом клубе очень нравилось. Это не клуб, а как будто 24 друга собрались вместе поиграть. Провел отличной год и снова обрел любовь к футболу.

В следующем сезоне перебрался в «Эммен», это клуб из второй лиги Голландии. Кстати, на наши матчи собиралось по 8-10 тысяч болельщиков. Приятно играть в такой атмосфере. С парнями завоевали путевку в высшую лигу, но в том сезоне у меня тоже было много травм, считаю его неудавшимся.

– Чем хорош «Валвейк»?

– Валвейк – маленький город, но к команде относятся потрясающе. Поддержка болельщиков такая горячая, будто мы одна большая жаркая семья. Мне это сильно нравится.

– Ты там не так долго, но уже капитан. Как настолько быстро удалось завоевать авторитет?

– За счет лидерских качеств, плюс я один из самых возрастных игроков в команде. Прошлый сезон мы выдали отличный – много игр провел, много забивал. Все в совокупности и сделало капитаном.

– В 2014 году мог перейти в «Крылья Советов». Почему сорвался трансфер?

– Клуб, где тогда выступал – «Спарта» Роттердам – запросил большие деньги за меня. У российской команды таких денег не оказалось.

– Если сейчас поступит предложение из России, согласишься?

– Да, хотел бы поиграть в России. Знаешь, мне уже 28 лет, в футбол до 40 лет не планирую играть. Поиграю до 33-34 лет максимум. Иногда слышу хорошие вещи про русский футбол: уровень чемпионата хороший, зарплаты высокие. Но читаю и плохие: зарплату могут задерживать на 1-2 месяца. Я не хочу играть в футбол в стране, где нужно ждать зарплату месяцами. Если деньги будут задерживать на одну-две недели – сразу уйду.

Если честно, то не особо слежу за российским чемпионатом. Могу посмотреть результаты в LiveScore, и все. Знаю, что мой отец болеет за московский «Спартак». Это пошло еще с тех времен, когда он жил в Москве, а «Спартак» все время становился чемпионом. А я никакой команде в России не симпатизирую.

Кайфует от жизни в Роттердаме и не спешит жениться

– Где ты сейчас живешь?

– В Роттердаме, 45-50 минут на машине до Валвейка. За «Валвейк» выступают и другие игроки, живущие в Роттердаме. Так что садимся в одну машину и едем. Иногда езжу один. Проблем нет. Можно переехать в Валвейк, но у меня в Роттердаме родители и родители подруги. И еще: я сильно влюблен в этот город.

– Почему разошлись твои родители?

– Это произошло, как у всех: они поженились и через некоторое время пришли к тому, что нужно расстаться. Вообще не понимаю, почему это вам важно? Сейчас родители нормально общаются, как друзья.

– Сколько лет твоему сыну?

– Четыре года. Назвали русским именем – Микаэль. Ему очень нравится футбол: с мамой приходят посмотреть матчи, знает, что его папа – футболист. Планирую записать его в футбольную школу на районе или отдам на единоборства, чтобы стал более дисциплинированным и мог постоять за себя.

View this post on Instagram

With my best friend! ❤️

A post shared by "BILA" (@mariobilate) on

С подругой мы не женаты. Честно, пока не хочу жениться. Местные в отношениях никуда не спешат: долго присматриваются друг к другу, годами живут вместе и рожают детей, прежде чем вступать в брак. А некоторые так и вообще не вступают, и это нормально. Отношения строятся на взаимном доверии и уважении. Для голландцев это важнее, чем кольцо на пальце.

– Если я приеду в Роттердам, куда посоветуешь сходить?

– Город удивит тебя своей атмосферой и необычной архитектурой. Роттердам сочетает в себе много разного, потому что здесь перемешались различные культуры. Есть небоскребы, а есть районы с очень старыми домами, уцелевшими еще после бомбардировок времен Второй мировой.

Еще есть порт Роттердам – самый большой в Европе. Там можешь покататься на лодках. 

Обязательно надо увидеть мост Виллема и мост Эразма. Мост Эразма – один из символов города. Основная его особенность, что он сделан немного на перекос. Голландцы называют его Лебедем. Он особенно красив ночью, когда включается подсветка. Вид на ночной город с этого моста тебя поразит – захочешь сюда вернуться.

– Много в городе кофешопов (места, имеющие разрешение на публичную продажу конопли – Sports.ru)?

– Про это ничего не могу тебе сказать. Я – футболист, и эта тема меня не интересует. Никто из моих друзей, коллег не занимается посещением таких мест. Не знаю, как это происходит в Роттердаме, но в Амстердаме много туристов первым делом идут в кофешоп.

– Роттердам – модный город. Часто тратишь деньги на одежду?

– Каждому молодому человеку хочется хорошо выглядеть. Я иногда думаю: «Какой же был дурак, что в молодости столько денег тратил на одежду». Однажды купил дорогие туфли только из-за бренда, а не потому, что они мне нравились. Сейчас если вижу футболку за 10 евро, и она мне нравится – я ее куплю, мне наплевать на бренд. Если понравится футболка за 50-60 евро – тоже куплю. 

Я уже взрослый, у меня семья, и много денег на одежду не трачу. Могу позволить себе что-то модное, но свободное время лучше проведу с семьей, чем потрачу на выбор туфель, которые поношу один год и забуду.

– Экономить в Голландии – признак хорошего тона?

– Думаю, что да. Слышу, сколько вещи стоят в Москве, и удивляюсь. Мой друг поехал туда на шоппинг. Зашел в магазин с брендовыми вещами и позвонил мне: «Марио, нигде в мире так дорого вещи не стоят, как в Москве!» 

Билате – фанат UFC. Уверен, что Хабиб победит Гэтжи 

– Судя по твоему инстаграму, ты поклонник UFC?

– Огромный фанат этого вида спорта! Еще люблю баскетбол и бокс. В свободное время предпочту посмотреть поединок UFC, чем футбольный матч.

– Как тебе главная схватка UFC 249 Фергюсон – Гэтжи?

– Ожидал, что Гэтжи сможет выиграть, но при условии, что он победит в первом или втором раунде нокаутом. Если бой затянется, то тут преимущество на стороне Фергюсона, так как он обладает хорошим кардио и почти всегда, когда побеждает, оппонент полностью вымотан. С самого начала Гэтжи лучше проводил поединок. Хотел, конечно, увидеть другой бой: Хабиб – Фергюсон. Сильно расстроился, что он так и не состоялся. Фергюсон для Хабиба более сложный соперник, чем Гэтжи. У него отличная техника джиу-джитсу, в борьбе он хорош.

– Многие не поверили в историю, что Хабиб не смог вылететь на бой в США, и обвинили его в трусости. Как ты на это реагируешь?

– Не думаю, что Хабиб испугался Фергюсона и вообще боится кого-то из бойцов. Как эту ситуацию Хабиб объяснял: он находился в Америке в ожидании боя, но боец же не может находиться вечно в Америке. Он все правильно сделал – UFC не мог определиться с местом проведения боя, вот он и улетел домой. Плюс мы все знаем ситуацию с коронавирусом. Из-за него запретили все полеты, и что Хабиб мог сделать в этой ситуации? Как улететь? Он не виноват. Я ему верю.

– Оцени перспективы Гэтжи в бою с Хабибом.

– Боец из топ-5 может победить любого соперника. Хабиб – лучший борец во всем UFC. Он может захватить Гэтжи и перевести бой в партер. Если бой будет развиваться по такому сценарию – у Гэтжи шансов нет. Гэтжи – хороший боксер и обладает отличным лоу-киком. Если он будет делать много лоу-киков, Хабибу будет сложно сделать тейкдаун. Поединок ожидается интересным, но думаю, Хабиб победит удушающим приемом.

Последние материалы блога:

Одемвинги теперь гольфист: рассказал про сборную мира с Гвардиолой, пьянку англичан и свою будущую школу в Нигерии

Бывший вратарь «Спартака-2», который уезжал в «Фиорентину». Вспоминает скорость Салаха, помощь Джанаева и советы Гомеса насчет пенальти

Мой инстаграм для связи: _pavlique  

Телеграм блога: t-do.ru/vospitannik

Источник