Снова ошибся и проиграл бездну времени напарнику.
Что нужно для победы в «Формуле-1»? Попасть в быструю машину (желательно лучшую), приехать на подходящую трассу, выпросить у команды хороших механиков и расположить их к себе, долго и упорно разрабатывать со стратегами десятки планов на любой случай форс-мажора и потом постараться не допускать ошибок на трассе — или хотя бы зафэйлиться меньшее число раз, чем главный соперник.
У «Феррари» в последние три сезона все относительно в порядке с большинством из этих пунктов — регулярно подводят только последние два. Себастьян Феттель много раз испытал на себе всю гениальность решений командного мостика, да и сам неоднократно запарывал перспективные заезды авариями, разворотами или другими пилотажными ошибками.
Гран-при Бельгии не стал исключением: даже с быстрейшей машиной и местом на первом стартовом ряду четырехкратный чемпион сумел вылететь с подиума и проиграть ближайшему «Мерседесу» 14 секунд — хотя даже безупречные симуляции отрезков на базе чемпионов прогнозировали итоговый отрыв на уровне 4 секунд.
Как же Феттелю это удалось?
Ошибки и безответственные атаки
Невзгоды Себа начались еще в квалификации, где он из-за трафика и мини-блокировок проиграл поул Шарлю Леклеру с космическим отрывом в 0,7 секунды. Казалось бы, на старте гонки у немца был шанс отыграться, но недавний лидер «Феррари» провел его просто ужасно — и вошел в первый поворот уже третьим.
Более того, вместо умного тактического отступления Себ пошел до конца — и оказался за пределами трека.
Ему вообще повезло, что неудачные первые метры стоили только одной позиции — да и ее он вернул на следующей прямой благодаря чудо-мотору.
Затем ему повезло снова: из-за аварий Кими Райкконена с Максом Ферстаппеном, а также из-за схода Карлоса Сайнса на трассу выехал автомобиль безопасности. Так Феттель получил еще один шанс на атаку Леклера, но вместо подготовленного и мастерского маневра мы увидели лишь очередной бросок вплоть до блокировки шин.
Подобное мы уже видели на стартах в Китае и Испании, когда Себ занимал неудобную траекторию и пытался опередить конкурентов за счет перетормаживания. Каждый раз тактика немца не срабатывала, и каждый раз он говорил, что должен был попытаться и других шансов у него было. Естественно, в первый раз трудно было ему не поверить после катастрофы из старта сезона, но второе повторение той же ошибки с тем же эффектом уже нельзя списать на «единственный шанс». Это самое настоящее отчаяние — ведь Феттель не мог не понимать, что даже в случае успеха его шины сильно повредятся из-за блокировки, быстрее износятся и еще сильнее его замедлят.
Так происходило каждый раз, и ровно то же самое случилось в Бельгии: после еще нескольких блокировок Феттель начал жаловаться на работу шин, и даже Хэмилтон по радио отметил: скорость оппонента оказалась далекой от прогнозируемой.
Ошибку Себа попытались прикрыть опрометчивой тактикой
После повреждения покрышек на болиде №5 стало ясно: консервативную стратегию четырехкратный чемпион уже не потянет. «Феррари» занялась поиском альтернативы, и в тот самый момент как раз началась первая волна пит-стопов: Нико Хюлькенберг и Пьер Гасли первыми отправились в боксы и выиграли очень много времени у оппонентов. Командный мостик Скудерии решил перейти на план с ранним пит-стопом и зазвал Феттеля, одарив его свежим «медиумом» – и Себ в самом деле поехал быстрее всех в топ-4, быстро выиграв у Леклера более 9 секунд.
Вот только лидер «Феррари» не смог удерживать шины в комфортном температурном окне и за 10 кругов катастрофически их износил. Как только напарник съездил на пит-стоп, то моментально догнал №5 — команде пришлось даже просить Феттеля пропустить Леклера.
Следом буквально через два круга немца нагнал и Льюис Хэмилтон. В этот момент Скудерия могла зазвать четырехкратного чемпиона на еще один пит-стоп ради шанса побороться за подиум в конце заезда, но до финиша было еще очень долго (15 кругов на Спа — целая вечность), а всем к тому моменту стало ясно: Себ не сумеет побороться за победу. Тогда «Феррари» приняла единственное верное решение: оставила немца на трассе сдерживать «Мерседесы» до последнего, а уже потом снова поменяла ему колеса.
Кстати, даже на «софте» против «медиума» соперников Феттель ничего не смог сделать (кроме быстрейшего круга в завершающей части заезда) и остался в 14 секундах от Боттаса, хотя симуляции соперников прогнозировали итоговой отрыв от финна в 4 секунды. Похоже, с новым пакетом обновлений SF90 окончательно перестала подходить Себастьяну, и с адаптацией пилотажного стиля тоже возникли проблемы.
Феттель потерял скорость из-за обновлений «Феррари». Машина не подходит его пилотажному стилю
Но вряд ли в Маранелло довольны его результатами.
Первое место все равно досталось Скудерии
Правда, вряд ли итальянская команда в ближайшие дни будет заострять внимание на проблемах бывшего лидера. У алых наконец-то появился повод как следует отпраздновать: Шарль Леклер принес первую победу в сезоне.
Дебютная победа Леклера в «Формуле-1»: выиграл поул, уверенно лидировал и сдержал Хэмилтона
Казалось бы, в такой «Феррари» с хаосом в стратегическом штабе монегаск может доехать на первом только чудом, но все-таки нет. На самом деле существует одна схема, при которой можно добиваться успеха даже с персоналом с повышенным уровнем раздобайства: надо просто следовать по трассе почти без ошибок и не провоцировать ситуации, в которых командный мостик в панике экстренно вынужден что-то придумывать (так регулярно делает Феттель, и исход обычно печален).
Оказывается, все стратегические решения во время Гран-при Германии принимал сам Феттель. «Феррари» никак ему не помогала
Леклер мастерски провел гонку: отбился от Феттеля на рестарте, держал комфортный ровный отрыв и не переступал черту в требованиях от шин. В результате он целиком и полностью преодолел заезд в изначально разработанном заранее консервативном плане и минимизировал риски — командному мостику оставалось только передавать ему информацию и позвать в боксы в запланированный момент.
С учетом постоянных и многолетних неурядиц «Феррари» по части реакции на непредвиденные обстоятельства или сложную ситуацию на треке такой консервативный подход – единственный шанс на победу. И Шарль умело им воспользовался.
Леклер завершил переход на роль первого пилота?
В середине гонки у Скудерии выдался сложный с точки зрения внутреннего менеджмента момент. Из-за разных тактик стартовавший с поула и стремительно сокращавший разрыв монегаск оказался позади напарника, и командный мостик оказался перед выбором: приказать Леклеру оставаться на втором месте, разрешить пилотам сражаться или потребовать у Феттеля прижаться к обочине. В начале и середине сезона Скудерия обычно выбирала первое, либо упорно держала Шарля за Себом, пока количество потерянных секунд не превышало количество времени, нужное для двадцатикратного произношения фразы «Да ладно, вы что, издеваетесь?».
В Бельгии все изменилось. Маттиа Бинотто и гоночные инженеры не вступили в длительную и неловкую полемику с пилотами — Феттелю выдали четкий приказ посторониться, а Леклера предупредили о грядущем размене позиций. Все переговоры заняли не больше круга — и это явно плохой признак для лидерских амбиций №5.
Да, четырехкратный чемпион проводит крайне неудачный отрезок сезона: помимо разгрома в бельгийской квалификации он уступил в Венгрии и не составил вообще никакой конкуренции в Великобритании, Австрии и Франции. В гонках же Себ реально выглядел лучше только три месяца назад в Канаде — в остальных случаях Шарль либо соответствовал уровню старшего товарища, либо превосходил его (да, и вплоть до аварии на Гран-при Германии тоже).
Вот и теперь Леклер спокойно отбился от титулованного напарника и вел гонку даже безо всяких вопросов по радио о внезапном откате на вторую позицию. Судя по всему, в Маранелло уже осознали, что могут полагаться на монегаска — по сути, ему достаточно провести лишь еще пару Гран-при в таком же стиле, чтобы окончательно превратиться в местного №1.
В таком случае от Феттеля можно ожидать практически любых действий: его реакция на изменения баланса симпатий внутри команды рискует стать потенциально сенсационной для зимнего перерыва. Не зря все-таки в паддоке всерьез и громко заговорили о переговорах между юристами Себа и консультантом гоночной программы «Ред Булл» Гельмутом Марко — в «Формуле-1» подобного рода слухи никогда не появляются на пустом месте.