Вадим Кораблев узнал их секреты.
Приятная новость, которую вы могли пропустить на прошлой неделе: 12-летняя Самира Шихшабекова стала первой россиянкой, подписавшей юношеский контракт с академией «Манчестер Сити».
Самира – дочь Магомеда Шихшабекова, экс-бойца ММА и чемпиона мира в командном первенстве M-1 Challenge. Пять лет назад он перевез семью в Манчестер, где трое его детей влюбились в футбол: 9-летний Мурад тоже занимается в академии «Сити», а 10-летняя Динара собирается пройти просмотр.
Мы попросили Шихшабекова рассказать о переезде в Англию, успехах детей и силе индивидуальных тренировок.
В Манчестере ребенку сложно не полюбить футбол – там зарубы в каждом дворе. У детей Шихшабекова нет времени на PlayStation и Xbox (и нет приставок)
Я родился в Верхнем Дженгутае – это маленькое село в горах Буйнакского района, где живут 2500 аварцев. Очень живописное место, богатое красивыми пейзажами.
Семья у меня большая: три брата и сестра. Отец был первым тренером единоборств в Верхнем Дженгутае (самбо и вольная борьба), у него два высших образования – педагогическое и юридическое. Сейчас он тренер по самбо, кандидат педагогических наук и профессор кафедры физического воспитания Дагестанского педагогического университета. Мама – педагог. У нее тоже два высших образования: педагогическое и экономическое. Она на заслуженном отдыхе.
Очень хорошо помню детство в селе. Нашей семье принадлежало фермерское хозяйство с плодородной землей. Когда мне было 5-6 лет, мне очень нравилось ходить на поля вместе с родителями и наблюдать, как они сажают картошку, кукурузу и фасоль. Помогать им я тоже любил. Летом мы вручную косили траву на горных склонах, потому что косильные машины не могли туда добраться. Нужно было собирать траву и паковать ее на зиму для коров, овец и других животных. Все это мы делали при 40-градусной жаре: я постоянно сгорал на солнце и на следующий день не мог двигаться. Но это совсем не расстраивало: может, я и не делал чего-то существенного, но чувствовал себя героем.
Но еще большим героем я почувствовал себя, когда поймал первую в жизни рыбу – мне было 5 лет. Наш дом стоял недалеко от реки, и я увидел улов одного из рыбаков – загорелся желанием попробовать. Смастерил удочку с одним крючком, поплавком из маленького деревянного бруска и пошел на речку. В первый день ничего не поймал, во второй – тоже. Ходил туда каждый день и говорил себе: «Сегодня-то точно получится». И правда получилось. Никогда не забуду этот день. Удочка с рыбой на крючке стала моим главным титулом.
Жизнь и мир в детстве были совсем другими, не как сейчас. Ни компьютеров, ни телефонов, только радио и телевизор с 2-3 каналами. Все ждали выходных, чтобы посмотреть фильмы с Жан Клодом Ван Даммом или Брюсом Ли. У кого был цветной телевизор – там и собирался весь район. Все-таки хотелось качественного просмотра.
Так и проходило мое детство: ферма, рыболовство и спортзал. Мы уехали из Верхнего Дженгутая, когда я был в третьем классе. В Махачкале я плотно занялся самбо в спортзале университета, где мой отец был тренером. Так как еще мне очень нравился футбол, а одноклассники ходили на секцию, я тоже начал играть. Бегал с друзьями во дворах целыми днями, а вечером ходил на самбо.
Я очень доволен своей карьерой в ММА. Думаю, раньше выступать было тяжелее: мы ездили на соревнования и даже не знали, против кого выходим в октагон. Многие бои не записывались в рекорд – мы просто универсально тренировались под всех соперников. Сгонка веса не была так популярна, не было знаний об этом. За всю карьеру в ММА я не согнал ни грамма и всегда выступал в полусредней категории 77 кг. Успешно представлял сборную России на мировых турнирах, поэтому считаю, что достиг всего, чего хотел.
Мои дети родились в России, но росли уже в Англии – мы переехали пять лет назад. Там они внезапно заинтересовались футболом и серьезно полюбили его. Это было очень неожиданно для меня. Возможно, так случилось, потому что в Англии дети и подростки повсюду с мячом – во дворах, в огородах, на полях, да вообще везде. Футбол для Англии – как вольная борьба для Дагестана.
Я не настаивал, чтобы Мурад, Самира и Динара занимались спортом. Разве что, водил их в спортзал и показывал, как правильно делать разминку, растяжки и другие упражнения для укрепления здоровья и тела. Еще развиваться в этом русле им помогла английская школа: там уделяют спорту очень много внимания, дети могут заниматься футболом, баскетболом, крикетом. Да чем захотят.
Я стараюсь воспитывать детей так, как меня воспитывали мои родители.
Если они выбрали спортивный путь, главное – это дисциплина. Тренировки всегда на первом месте. Если тебя позвали на праздник или день рождения, сначала потренируйся, а потом иди отдыхать. Например, когда у сына был день рождения, мы позвали его друзей в обед. Утром тренировались, а днем встретили гостей.
Честно говоря, у моих детей нет ни компьютера, ни PlayStation, ни Xbox. Не то чтобы я им запрещаю, нет. Просто у нас не хватает на это времени. Путь на вершину – это тяжелый труд, который занимает 24 часа в сутки. Иногда я думаю: и почему в сутках только 24 часа?
Столько не хватает.
Мурад и Самира отлично бьют с обеих ног. Парень хочет играть в стиле Роналду, девушка вдохновляется основой женского «Сити»
Я посетил много стран мира во время карьеры, путешествовал как турист, но Англия мне нравится больше всего – инфраструктурой, качеством жизни и возможностями. Самое сложное после переезда – преодолеть языковой барьер. Сначала было тяжело понимать и объясняться, но я подтянул язык на курсах в колледже и сейчас говорю свободно.
Мы живем в Манчестере в своем доме. В Англии почти все дома – частные, высотных многоквартирных почти не встретишь. У многих есть свои небольшие огороды во дворах. Англичане любят природу.
Я работаю тренером ММА. Конечно, Англия не на таком уровне, как Россия, но здесь тоже есть хорошие бойцы. И немало отличных тренировочных залов.
Детям очень нравится в Англии. Могу сказать, от чего они точно в восторге: здесь нет домашних заданий. Ребята учатся в публичных школах на государственной основе. Очень хорошо говорят по-английски, все учителя их хвалят – в том числе за успеваемость.
Академия «Сити» находится в городе. По правилам клуба игроки не должны жить далеко – не более 40 минут езды. Думаю, это сделано для дисциплины, чтобы ребята не опаздывали на тренировки.
Мурад попал в «Сити» после просмотра. Причем добраться до просмотра – тоже непростая задача. Сначала ребенок тренируется в командах ниже уровнем: если играет хорошо, появляется шанс, что заметят и пригласят в академию. До «Сити» Мурад тренировался в нескольких локальных командах, а еще мы дополнительно занимались дома. На просмотре было более 300 детей, которых поделили на группы. Мурада взяли, он огромный молодец.
Интересно, что в Англии ребята часто переходят из академии в академию, поэтому я даже не знаю, где мы можем оказаться в будущем. Мурадом уже интересовались «Сток Сити» и «Бернли», но я отказал, потому что сейчас не хочется бегать из клуба в клуб. Мы никуда не спешим, я хочу сфокусироваться на дополнительных тренировках, улучшать навыки детей. На мой взгляд, серьезно рассматривать другие предложения можно будет только после 12 лет.
У Мурада все получается в «Сити». Он играет на позиции форварда, тренеры очень хвалят его удар – одинаково сильный с обеих ног. Он много забивает, и тренеры это всегда подчеркивают. Мурад мечтает играть, как Криштиану Роналду. Я считаю, что у всех есть шанс заиграть не хуже кумира – просто надо двигаться вперед.
В академии очень высокий уровень конкуренции. Иностранцев не так много, но они есть – в основном испанцы и португальцы. Надо ли говорить, что ребята тренируются на шикарных полях и получают лучшие условия? При этом требования тоже очень серьезные. Недавно тренеры проводили беседу с Самирой, так как она уже постарше и заключила юношеский контракт. Ей сказали, что если она хочет стать лучшей нападающей, то должна 9 из 10 раз попадать в створ. Если отдает пас, то от нее ждут 9 точных передач из 10.
Самиру тоже заметили в ее локальной команде и пригласили на просмотр. Там она забивала по 3-5 голов в каждом матче, была лидером. Тренеры, конечно, обрадовались, что ее забрали в «Сити», но с другой стороны огорчились потере. Она очень агрессивный игрок, тоже хорошо бьет с двух ног.
Самира полюбила футбол, когда смотрела, как мы с Мурадом тренируемся дома. Ездила с нами в академию «Сити», надевала футбольную форму. Когда она узнала, что в «Сити» есть женская команда, сразу сказала, что хочет туда попасть. Сначала я подумал, что это шутка, но она попросила тренировать ее вместе с Мурадом. Я схватился за голову двумя руками, потому что уже примерно знал, к какому уровню нужно стремиться. Мы с ней ездили на тренировки старших женских команд, чтобы железно понимать, к чему мы идем и на что делать упор. Я хотел поставить самую высокую цель, так как она очень серьезно настроена. Самира всему научилась с нуля. Думаю, помогло, что она раньше занималась гимнастикой и плаванием. Еще я водил ее в зал ММА.
Самира мечтает стать профессиональной футболисткой. Она очень часто наблюдает за игроками из первого взрослого состава, знает всех по именам, часто встречается с ними в академии, потому что они ходят в один спортзал.
Динара тоже занимается футболом. Все, кто ее видят, говорят, что она будет отличным игроком. Думаю, мы о ней еще услышим.
Мы стараемся рассказывать о наших успехах, уделяем этому время. Несмотря на то, что Мурад, Самира и Динара еще дети, семья относится к вниманию журналистов с профессиональной точки зрения. Можно сказать, это наша работа. Мы добиваемся результатов, говорим о них, а потом ставим новые цели.
Тренировки Шихшабекова – мощь. Неудивительно, что дети закрепились в академии
Я сам дополнительно тренирую детей. Мы делаем очень много индивидуальных упражнений, направленных на силу, выносливость и ловкость. И, конечно, работаем с мячом.
Упражнения для силы и выносливости, включая разминку, я беру из самбо и ММА. Например, делаем отжимания, приседания, качаем пресс. Есть серии упражнений на перекладине, в том числе подтягивания. В спортзале делаем кувырки и учимся правильно падать, чтобы не травмироваться. Много прыжковых упражнений. Работаем на лапах и груше – отрабатываем удары ногами и руками. Это очень хорошо укрепляет организм и подготавливает его к нагрузкам.
Много бьем по воротам с разных углов и позиций, работаем над пасом и приемом мяча. Еще для разнообразия играем в волейбол и баскетбол – это хорошие виды спорта для ловкости.
Базовые упражнения одинаковы для всех – отжимания, приседания, работа на перекладине, спортзал. Так я понимаю, кому и в чем надо прибавлять: увеличиваю или уменьшаю подходы, либо добавляю индивидуальные упражнения. Так же и с мячом – работаем над слабыми местами каждого. Самира получает больше силовых упражнений, так как она старше – это другие мышцы, другая нагрузка.
Я считаю, что дополнительные тренировки дают моим детям преимущество. Если ты делаешь то же, что и все, то и будешь как все. А чтобы быть лучше других, надо и работать больше. Дагестанцы очень упорные, но и англичане далеко не слабаки – очень выносливый народ. Местные футболисты быстро бегают, долго не устают, у них хорошая координация – это все плоды тренировок.
Как отцу мне очень важно, чтобы дети шли по той дороге, которую выбрали сами. И моя задача сделать все, чтобы поддерживать их на этом пути. Например, какой отец может подумать, что его дочь захочет стать профессиональной футболисткой? Но если хочет – значит, будем работать. Есть желание – появится и результат. Нет желания – ты хоть 10 лет тренируйся, все равно ничего не выйдет.
Я всегда буду идти за желаниями своих детей. Если не получится с футболом, уверен, они найдут, чем заняться. Тогда мне придется строить новые планы и цели.
А что делать – надо так надо.
Но сейчас мы настроены добиться успехов в футболе.
🤝 Телеграм-канал Кораблева
«Никто даже не понимал, что девочкам нужна раздевалка». Она поднимает женский футбол в Дагестане, несмотря ни на что
Парень из Кирова был аналитиком «Ман Сити», а потом привел в Манчестер футзал – его клуб рвется в ЛЧ