В этой войне и появились правила.
Джон Маккейн – бывший кандидат в президенты США – пытался запретить ММА в Америке, но в итоге только помог смешанным единоборствам стать независимым, честным и легальным спортом, выполняющим все требования атлетических комиссий.
Он долго воевал с UFC, что позволило разработать правила, которые устраивали всех.
***
Маккейн – ветеран Вьетнамской войны, который пять с половиной лет пробыл в плену как сбитый пилот. В 1982 году Джон начал политическую карьеру: сначала был избран в Палату представителей Конгресса США от Республиканской партии, а в 1986-м стал сенатором штата Аризоны, и на этой должности пробыл 29 лет. Джон дважды пытался стать президентом США: в 2000-м проиграл Джорджу Бушу-младшему на партийных выборах, а в 2008 году – Бараку Обаме.
Маккейн немного занимался боксом в молодости, а потом стал большим фанатом этого спорта и посещал множество турниров. Но в 1996 году Джон наткнулся на запись UFC 8, в котором Дон Фрай вышел в финал гран-при, где на второй минуте заставил сдаться Гарри Гудриджа.
Тогда Джон пришел в ужас: привычные для него кулачные бои превратились в сумбурные драки, где для победы бойцы били ногами лежачего, хватали за волосы и наносили удары ниже пояса. А то, что на это пришло посмотреть 13 тысяч человек, повергло его в шок.
«Это не спорт, а петушиные бои. Бить лежачего человека – не по-американски», – заявил Маккейн.
После этого началась война. Джон разослал письма всем губернаторам США c убедительной просьбой заняться вопросом запрета UFC, который проводит варварские турниры. Тогда Американская медицинская ассоциация признала бои в клетке опасными для жизни, а власти всех штатов Америки – незаконными. Атлетическая комиссия Невады отказалась курировать поединки UFC, не допуская их на прибыльный рынок казино. Это сильно било по промоутерам, которые тратили миллионы долларов на постоянные судебные издержки.
Но многочисленные суды за право проводить турниры были только началом.
В 1997 году Маккейн стал председателем комитета коммерции и курировал кабельную телевизионную промышленность. При огромной популярности UFC все операторы избегали сотрудничества с промоушеном, всячески ограничивая его, чтобы помешать организации зарабатывать на платных просмотрах (PPV). Time Warner, TCI, Request, Cablevision Systems, Viewer Choice и другие крупные каналы прекратили трансляцию турниров, заявив, что они слишком жестоки для детей. За 2 года санкций потенциальное количество подписчиков PPV у UFC сократилась с 35 миллионов до 7,5 миллиона.
«Для кабельных компаний это был очень дешевый способ заявить о себе как о противодействующих насилию. Это стоило им недорого, а так они хорошо выглядели для Вашингтона», – говорил Кэрол Кленфнер, представитель материнской компании UFC – SEG.
Сильно подкосил репутацию ММА ныне несуществующий промоушен Battlecade: он проводил турнир в Канаде, проигнорировал законы страны о запрете боев за деньги и провел несколько турниров в индейской резервации за пределами Монреаля. Организаторы были арестованы, а многие из них получили реальные сроки.
Несмотря на происходящее и сильного врага во власти, UFC продолжал борьбу за право законного и свободного проведения турниров. В течение двух лет правила постоянно изменялись под требования комиссий: запретили удары в пах, затылок и соккер-кики, потом появились весовые категории, накладки на руки, система баллов и раунды.
Кардинальные изменения в правилах делали промоушен привлекательнее для органов власти, но отталкивали фанатов: просмотры трансляций упали с 300 тысяч до 15. После такого спада в рейтинге UFC уже не мог содержать популярных бойцов, а японский Pride стал гигантом индустрии, с которым американский промоушен не мог конкурировать.
Но тотальные попытки Маккейна закрыть UFC сыграли на руку смешанным единоборствам по всему миру. Пока промоушен воевал за свои права, UFC успел найти союзников в лице нескольких атлетических комиссий США, после чего началась разработка единого свода правил, который должен был поставить точку в вопросе об ограничениях в большинстве штатов и показе на телевидении.
В 2001 году Лоренцо Фертитта и его старший брат Фрэнк выкупили права на UFC с помощью специально созданной компании Zuffa LLC, назначив Дэйну Уайта президентом.
Уайт сразу занялся раскруткой промоушена. Он благополучно продавал идею и переманивал бойцов со всего света. Дэйна помешался на продвижении смешанных единоборств и активно работал с медиа. В итоге проектом заинтересовался миллиардер Дональд Трамп, который помог решить проблемы запретов, особенно – с выходом MMA за пределы маленьких стадионов.
За 10 лет активной работы Уайта под эгидой UFC начали выступать большинство бойцов ММА, занимающие лидирующие позиции в мировых рейтингах, а бои транслировались в 130 странах на 20 разных языках.
Дэйна убежден, что именно Джон Маккейн сыграл важнейшую роль в создании сильнейшей лиги мира.
«Я считаю Джона Маккейна парнем, который начал UFC. Если бы не Маккейн, меня бы здесь не было» – сказал Уайт в 2008 году.
«Без Маккейна, сделавшего то, что он делал в 90-х, чтобы усилить регулирование, этот вид спорта был бы мертвым. Честно говоря, несмотря на все его негативные последствия, он позволил спорту развиться», – добавил Лоренцо Фертитта.
Маккейн, который умер в 2018-м (ему был 81 год), возможно, хотел разрушить спорт в 1990-х, но многие будут помнить его как человека, который помог спасти его.
15 лет назад в MMA можно было бить ногой по голове лежачего. Так дрался даже Федор
Дэйна Уайт до UFC: организовывал подпольные бои, а бандиты отжимали его спортивные залы