Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в Советском Союзе.

Родченко появился на свет в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка.

В 1902 году семья перебралась в Казань, где в 1905 он закончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 являлся учеником Казанской художественной школы у Н. И. Фешина, в которой в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в столице. В этом же году его забрали в армию и до начала 1917 года был заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

Александр Родченко

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве основывается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, преимущественно, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

Параллельно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

С 1916 начал принимать участие в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.

Относился к искусству как к придумыванию новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как масштабный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные только на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из 3-х монохромных цветов (желтый, красный, синий).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Криптовалюта Verge (XVG) подверглась атаке 51% второй раз с начала апреля

Кроме живописи и графики работал с пространственными конструкциями.

Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из простых деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и сообщил о переходе к «производственному искусству»

Александр Родченко

Являлся прекрасным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма были его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, который
похож на современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, обертки для конфет, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

Сделал также очень большой вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах трудился в кинематографе в качестве художника-постановщика фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

В тридцатые годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Больше 5% первой зарплаты я потратил на штаны». Молодость игрока НХЛ – деньги, развлечения и отношения

С другой – пытается сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины тридцатых годов являются образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В сороковые годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Родченко появился на свет в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. По настоянию отца отправился получать профессию медика.

«Когда мне было лет четырнадцать, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — отмечал Родченко в автобиографических записках.

В двадцать лет Родченко бросил медицинский и поступил сперва в Казанскую художественную школу.

В 1916 году Родченко придет повестка в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое поможет ему не пойти на фронт.

В начале двадцатых Родченко-Степанова образовали один из самых популярных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали большое количество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на популярной выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из 3-х монохромных цветов «Гладкий цвет».

Александр Родченко

А в 1923 году Родченко-Степанова придумал новый тип одежды — комбинезон, который был предназначен для того, чтобы воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Стоимость основных криптовалют уходит в красную зону

В 1925 году в жизни Родченко была первая и последняя поездка за границу: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки большое количество крахмальных воротничков, 6 пар чулок для супруги, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».

В начале тридцатых годов Родченко создает фотогруппу в известном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» были так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, преимущественно неповторимой точки.

Послевоенные годы стали для Родченко нескончаемым кошмаром. В дневнике лишь черные записи:

«Октябрь 1947 г. Ничего не работаем по 800-летию. Теперь скоро тридцатилетие Советской власти, и снова ничего. Все делается жить хуже и скучней. Все дорого, а средств нет, работы нет. Варва от безработицы мрачная. Я от скуки. Осталось одно — молиться Господу! Вот до чего дошли. Начали молиться… Мы, левые художники…».

В 51-м Родченко исключают из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало приближающиеся репрессии, но его не тронули, а 4 года спустя даже восстановили в Союзе. Однако уже поздно. 3 декабря 1956 года Родченко умер, и был похоронен на Донском кладбище.

Библиография

  • Родченко А. М. «Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма». М., «Советский художник», 1982. — 224 с., 10 000 экз.
  • Волков-Ланнит Л. «Александр Родченко» Советское Фото, № 12, 1961. стр. 19-22
  • Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Фотографии. — М.: Планета, 1987. — 192 с. — 10 000 экз.

Источник