Удивительное преображение.
Кажется, у всех чемпионов последних лет должен быть период в истории, когда само существование этой команды было под угрозой. «Питтсбург» уже в XXI веке мог сменить дислокацию, «Вашингтон» был настолько чудовищен в начале своей энхаловской жизни, что мог и десяти лет не пробыть в американской столице, ну а «Сент-Луис» в 1983-м уже был продан канадским бизнесменам, но лига не захотела видеть «Саскатун Блюз».
Еще в 90-х «Тампа» была чуть ли не худшей организацией во всей лиге – у нее был непонятный владелец, которого связывали с якудзой, долги в 100 млн долларов и ноль желания брать этот якорь у других бизнесменов. В «Лайтнинг» так экономили деньги, что даже не нанимали скаутов, чтобы просматривать взрослых игроков – только в 1997-м генменеджер Фил Эспозито нанял Пита Маховлича, с которым когда-то играл в Суперсерии.
В позднейших мемуарах Эспозито писал: «Я понимал, что мои дни сочтены. Понимал, что команду рано или поздно продадут и меня уволят. Никакого удовольствия эта работа уже не приносила. Команда скатилась вниз из-за вмешательства Ото (президента клуба), и я практически ничего не мог с этим поделать. Владельцы отказывались давать мне деньги на зарплату игрокам. Бюджет был хуже некуда».
В 1998-м команду продали новому владельцу Арту Уильямсу, который за год потерял 20 млн долларов и снова продал «Лайтнинг» – за два миллиона дешевле, чем покупал – только чтобы скинуть ужасный актив. Новый хозяин – Билл Дэвидсон, который также имел в собственности баскетбольные «Пистонс» – нанял правильных менеджеров: в 2004-м молодые и голодные «Молнии» выиграли Кубок. Двум топ-центрам Лекавалье и Ричардсу было лишь по 24 года – казалось, что все у этой команды впереди.
Локаут и отмена сезона остановили прогресс команды: из-за пары неудачных менеджерских решений весной 2008-го «Тампа» оказалась последней в лиге и была продана двум новым владельцам – кинопродюсеру Орену Коулесу и бывшему одноклубнику Буре во «Флориде» Лену Бэрри.
Брайан Лоутон
Парочка сразу активно взялась за дело. Генменеджером стал бывший первый пик драфта Брайан Лоутон, который до этого ни минуты не работал на управленческой должности хоть в какой-нибудь команде – он получил эту пост, потому что поразил владельцев 46-страничным планом по спасению команды. Должность главного тренера досталась Барри Мелроузу, который на тот момент 12 лет работал аналитиком ESPN и не тренировал в НХЛ еще дольше.
Летом 2008-го «Тампа» получила первый пик драфта и выбрала Стивена Стэмкоса, который вообще не сработался с Мелроузом: за 16 игр нападающий набрал 4 очка, играл по 11 минут, и его быстренько решили обменять. Бэрри ударил по рукам с генменеджером «Рейнджерс» Гленом Сатером – «Тампа» должна была взять двух или трех игроков в списке из пяти человек: теоретически Стэмкоса могли обменять на Брэндона Дубински и Евгения Грачева.
Но когда о сделке узнал Лоутон, то моментально ее остановил.
Всего за 1,5 года вокруг «Тампы» появилась цирковая обстановка: Джон Торторелла, уволенный новыми владельцами, обозвал их «ковбоями» и заявил, что никакого уважения к ним не имеет. В этой «Тампе» мог появиться Клод Жиру (»Филадельфия» готова была его отдать, но не захотели в «Лайтнинг»), а за Венсана Лекавалье «Монреаль» давал монструозный пакет из Прайса и Суббана – вместо этого символ команды подписался до 2020-го (да, контракт Лекавалье кончился бы только сейчас).
В 2010-м команду купил банкир из Бостона Джефф Виник и остановил безумие. Для начала он нанял на пост генменеджера Стива Айзермана – на тот момент он даже не рулил в «Детройте», но уже был олимпийским чемпионом в качестве генменеджера канадской сборной. Айзерман начал спокойную работу, а Виник давал деньги – идеальный союз. Правда, «ковбойские» безумства подарили «Тампе» второй общий пик в 2009 году, под которым был выбран лучший игрок нынешнего плей-офф Виктор Хедман.
Сложно сказать, когда конкретно эта «Тампа» стала претендовать на что-то серьезное – выход в финал конференции в 2011-м был внезапным всплеском. Кажется, перелом наступил в 2015-м, когда Кучеров окончательно ворвался в состав – и это не совпадение. Почти все лидеры никуда не ушли из клуба за пять лет – ни первый центр (пусть Стэмкос пропустил 99% плей-офф), ни первый защитник, ни лучший вингер. Вокруг них менялась в основном молодежь, а в этом году наконец добавили и элитных бойцов меньшинства.
Вы уже наверняка читали наш материал про менеджмент «Тампы», но отметим, что слишком долго он был настолько правильным, насколько это вообще возможно. Все помнят обмен Кори Конахера на Бена Бишопа – но кто теперь вспомнит, что первый большую часть сезона претендовал на тройку «Колдер Трофи», а второй был нескладным третьим вратарем «Оттавы»? Джонатан Маршессо был мелким пареньком, в которого мало кто верил – ради него пришлось отдать хорошего чекера, но риск себя оправдал. Рисковую линию продолжил и новый генменеджер – за Блэйка Коулмэна отдали полцарства, но он стал человеком, который тащил в нужный момент.
Когда мы говорим об отличном драфте «Тампы», то надо говорить и о системе развития – к сожалению, далеко не все клубы умеют доводить проспектов до ума (в том же «Эдмонтоне» долгое время был сломан и скаутинг, и фарм-клуб). Как говорили инсайдеры, фарм «Тампы» «Сиракьюз» работал по принципам «Детройта», откуда и перешел Айзерман – там исправляли все недостатки и выдавали полностью готового к лиге игрока, а не просто кидали его в гущу ради набора очков
Эта система превратила Маршессо в игрока для второго звена в НХЛ – пусть он и не пригодился самой «Тампе». Эта система сделала из незадрафтованного коротышки Тайлера Джонсона первого топового партнера для Кучерова в НХЛ. Эта система брала людей, которые уже опускались в ECHL, откуда большинство не возвращается, и сделала из них игроков основы (Гурде и Верхаг), Наконец, эта система сделала из Александра Волкова, которого дома-то мало кто знал и особенно никто не верил, обладателя Кубка Стэнли.
Каждый год «Тампе» из-за потолка зарплат обещали «Тампагеддец», и Айзерман каждый раз выкручивался – например, поменял большой и капризный талант Джонатана Друэна на молодого парня из Нижекамска, который мог три года играть на контракте новичка. Он делал сложный выбор и отпускал из клуба Бишопа, который столько сделал для клуба, уламывал своих лидеров на контракты со скидкой (если вы думаете, что это легко сделать в штате без налогов – посмотрите на контракт Джейми Бенна).
В мире, где чемпионы соревнуются в том, кто из них наиболее нелогично придет к Кубку Стэнли («а я победил в игре финала с 12 бросками за матч!», «а я только что потерял идеальный состав и закрываю дыры в составе парнем, которого выкупили из аутсайдера!», «а я поставил тренера-неудачника и выиграл») победа «Тампы» выглядит настолько заслуженной, насколько она может быть. Хоккей не мог все время вознаграждать рандом – сейчас он вознаградил усердную интеллектуальную работу.
Стив Айзерман ушел из клуба, но еще одна параллель с «Детройтом» очевидна: в 1996-м «Крылья» выиграли 62 матча, но уступили в финале конференции – через год они исправили ошибки и взяли чемпионство. В 2019-м «Тампа» выиграла 62 матча и просто рассыпалась в первом раунде – через год они исправили ошибки и взяли чемпионство. Теперь лишь от клуба зависит, сможет ли он стать династией.
⚡«Тампа» взяла Кубок Стэнли: Кучеров, Василевский, Сергачев и Волков – чемпионы!
В финале Кубка Стэнли неожиданно стало 7 русских. Тренер «Тампы» достал еще одного из запаса – и он помог с золотым голом
Год назад говорили, что «Тампа» – плюшевая. Летом потратились на трех классных чекеров и все исправили
Менеджмент «Тампы» еще круче ее состава: мощно попадают на драфте и не боятся платить в обменах
Вспомните всех русских игроков, которые выигрывали Кубок Стэнли? Тест Sports.ru
Тренер чемпионской «Тампы»: не играл на топ-уровне, работал адвокатом за $250 в неделю и ушел с Уолл-Стрит