Большинство грузовых ж/д отправлений между Азией и Европой осуществляется через РФ. При этом маршрут пока что не попал под санкционные ограничения Запада.
С принятием в 2015 году инициативы «Один пояс — один путь», реализуемой Китаем, наметился существенный рост количества перевозимых по ж/д контейнеров между странами Евросоюза и КНР. Максимальные объемы были зарегистрированы с 2020 года по первое полугодие 2022 года.
За 2021 год свыше 600 тыс. TEU прошло между локациями КНР и ЕС. При этом около 2/3 объема пришлось на грузы, отправляемые на Запад.
Сегодня евразийская ж/д сеть является ключевым звеном между континентами. Она связывает их транзитом через Польшу, Беларусь, РФ и Казахстан. Крупными хабами на этом маршруте являются со стороны Китая: Чунцин, Сиань, Иу, Чэнду и Ухань, со стороны Европы: Гамбург, Дуйсбург, Тилбург, Лодзь и даже Москва. Подробно с картой маршрутов можно ознакомиться на сайте https://www.utlc.com/.
С точки зрения экономики, ж/д доставка выделяется своей выгодой, обеспечивая транзитный период менее 20 дней, что значительно быстрее транспортировки грузов по морю, и не так затратно, как по воздуху.
На фоне нестабильной геополитической обстановки в мире доставка товаров через евразийскую сеть заметно упала.
При изучении динамики грузоперевозок по данному маршруту можно увидеть, что:
● в 2022 году по этому пути прошло около 400 тыс. ДФЭ;
● а за первую половину прошлого года грузопоток снизился до отметки в 114 тыс. ДФЭ.
Из-за того, что в 2022 году случился очередной рост тарифов на перевозки по морю, давление на ж/д коридор ослабло, но обстановка все же не предвещает ничего хорошего.
В свою очередь, перевозчики из Европы и Китая ищут способы для диверсификации своих маршрутов, включая поиск альтернативных путей в обход России, таких как Средний коридор, пролегающий через Казахстан, Каспийское море и Южный Кавказ, с возможным выходом в Юго-Восточную Европу через Турцию или черноморское побережье.
Тем не менее несмотря на усовершенствования, Средний коридор по-прежнему сталкивается с ограничениями пропускной способности и более длинными сроками доставки, что является серьезным сдерживающим фактором.
О намерении сохранить функционирование Северного маршрута заявляют как европейские, так и китайские операторы, что подтверждается планами модернизации перехода в Малашевичах с инвестициями в 800 млн евро и поддержкой польского государства.
Реклама. АО «ОТЛК ЕРА».