Куда они подевались?
Сейчас сложно представить, что когда-то футболистов мало интересовали яркие бутсы и татуировки. Зато почти все носили усы.
С конца XVII века мужчины в Европе предпочитали бриться начисто (исключение – военные), но в середине XIX усы и борода вновь стали актуальными. Вот как выглядел игрок «Престона» Боб Холмс. Мужчина прожил 88 лет – дольше всех из состава «Непобедимых-1888/89» (первой английской команды, отыгравшей сезон без поражений).
А это капитан «Вулвич Арсенала» и один из самых грубых защитников эпохи – Цезарь Дженкинс. Валлиец вошел в историю клуба как его первый игрок, вызванный в сборную.
Пышные усы – отличительная черта викторианской эпохи. Тогда для них даже придумали странное изобретение, которое до сих пор хранится во многих музеях мира. Дело в том, что джентльмены горячо любили две вещи – ухаживать за усами и гонять чаи. Усы они расчесывали и придавали им нужную форму воском. Однако пар от чая предательски растапливал воск и тот попадал в чашку. В итоге – испорченные усы и испорченный чай.
Решение предложил британец Харви Адамс, который изобрел чашку со специальным местом, куда можно было класть усы при питье. Новинка быстро распространилась по всей Европе и добралась до Америки. Вскоре появились даже ложки с подобной защитой, но после Первой мировой войны усы снова вышли из моды и изобретение исчезло за ненадобностью.
На стыке 30-х и 40-х наиболее распространенным типом усов была тонкая, плотно подстриженная линия вдоль верхней губы. Постарались Кларк Гейбл и Эррол Флинн, кинозвезды и секс-символы той эпохи. Однако после Второй мировой войны в моду вновь вошел чисто выбритый стиль.
Борода и усы в очередной раз захватили молодежь в 60-е, особенно в среде хиппи. Так иногда выглядел «пятый битл» Джордж Бест.
Отдельно усы тогда почти не носили. Бест попробовал один раз: «Как-то я пытался ходить с усами, но это было отвратительно. Я всегда сомневался в них. Вы или носите их всю жизнь или не носите вообще. В 60-х моя попытка закончилась ужасно. Я вышел в магазин за хлебом и меня сфотографировали. На следующий день в газетах появились фото – я иду в черной шляпе и с усами. Отвратительно и глупо! Я увидел то фото и сразу же побрился».
Золотое время для усачей наступило с середины 70-х и особенно в 80-е. Вот такие роскошные усы в 1980-м носил Раймон Доменек. Кепочку-аэродром – и вылитый Мимино.
Если усы хиппарей были лохматыми и естественными, то следующие поколения носили усы уже более аккуратно – почти всегда это бритые или щетинистые подбородки. Такой стиль активно продвигали музыканты, актеры и спортсмены. Самыми влиятельными усачами того времени называют Берта Рейнольдса (с 1973 по 1983 – одна из самых кассовых звезд Голливуда), Тома Селлека (с 1980 по 1988 – главная роль в популярном сериале «Частный детектив Магнум»), Фредди Меркьюри, Эдди Мерфи и Джорджа Харрисона.
Харрисон не проявлял интереса к футболу. На вопрос, красный он все же или синий, Джордж отвечал шутливо: «В Ливерпуле есть три команды, но я предпочитаю совсем другую». Тем не менее, мощный «Ливерпуль» 80-х трудно представить без колоритных усачей.
Вот как легендарный Боб Пейсли характеризовал жесткого капитана команды Грэма Сунесса: «Грэм просыпался, завтракал, точил шипы на бутсах, надевал свои шикарные усы и выходил на поле «Энфилда», чтобы убивать».
Марк Лоуренсон долго не мог расстаться с фирменными усами – помогло публичное обещание. Уже став футбольным экспертом на BBC, он предсказал «Болтону» вылет из АПЛ по итогам сезона-2001/02. И пообещал побриться, если прогноз не сбудется.
С тех пор Лоуренсон без усов – остались только такие фото.
Лучший бомбардир в истории «Ливерпуля» Иан Раш, напротив, задумался о возвращении усов. Но только если «красные» выиграют долгожданный титул.
По ходу сезона-2016/17, когда «Ливерпуль» впервые за долгое время стал лидером в Премьер-лиге, Раш сказал: «Снова усы? Как вы думаете, они будут седыми или черными? Вообще я не собираюсь, но если «Ливерпуль» выиграет чемпионат, придется крепко подумать над этим, верно?». Команда Клоппа финишировала тогда только четвертой, но уже в следующем году мы, скорее всего, увидим легендарные усы Иана.
Кажется, в «Ливерпуль» 70-х и 80-х без усов вообще не брали. Вот еще несколько примеров: Терри Макдермотт, Алан Кеннеди и Брюс Гроббелар. В 2004-м он без колебаний сбрил усы за 1000 долларов, когда его попросили сделать это для благотворительности.
Посмотрите, как устрашающе выглядел усатый кипер в гневе.
Сегодня вратари избавились от усов, так же, как когда-то от кепок. Но в те времена без усов было сложно. Вот величайший кипер в истории «Эвертона» Невилл Саутолл.
Многолетний вратарь «Арсенала» Дэвид Симэн.
Изобретатель «удара скорпиона» Рене Игита.
Ну и главный усач футбольной России – Станислав Черчесов. Когда в середине 80-х вратарь оказался в «Спартаке», усы сразу не понравились Ринату Дасаеву. «Сбрей ты их к черту», – говорил он молодому сменщику. «Однажды поспорили с ним на что-то, я проиграл, – вспоминает Черчесов. – Пришлось взять бритву. Утром на базе спрашиваю: «Где Дасаев?» – «Да он со сборной улетел». Когда Ринат вернулся, у меня уже новые усы отрасли. Так и не оценил он моей жертвы».
Теперь Станислав Черчесов отказывается сбривать усы даже в случае победы на Евро: «Нет. Потому что после Евро-2020 будет чемпионат мира, а туда без усов никак нельзя».
Может в этой логике и есть смысл. Единственный тренер, который выигрывал чемпионат мира, чемпионат Европы и Лигу чемпионов, имел очень большие усы. Впервые Висенте Дель Боске отрастил их в 24 года (в 1974-м). После появления усов Дель Боске-игрок сразу же закрепился в «Реале» и выиграл с ним пять чемпионских титулов и четыре Кубка Испании.
В качестве тренера его вообще никогда не видели без усов и даже прозвали «Усачем». Но в прошлом году маркиз Висенте Дель Боске решился на смену имиджа – спустя 44 года.
В год, когда Дель Боске перестал прыгать по арендам и закрепился в «Реале», в Мадрид перешел чемпион мира и Европы, победитель Кубка чемпионов Пауль Брайтнер.
Поначалу немец опасался престарелого президента клуба Сантьяго Бернабеу, который ранее заставил подстричься его соотечественника Гюнтера Нетцера: «Он и мне как-то сказал, – вспоминал Брайтнер. – «Эти твои волосы, усы. Будет хорошо, если играть будешь также». После второго или третьего матча он добавил: «У тебя очень странные прическа и усы, но играешь обалденно».
Сократес тоже играл обалденно, а волосы, бороду и усы отрастил, чтобы походить на Че Гевару. Иногда бразилец оставлял только усы, как на снимке ниже.
Его предшественник Ривелино едва не лишился широких густых усов после победного ЧМ-1970: «Я никогда их не сбривал. Хотя после финала с Италией наш защитник Брито уже схватился за лезвие и собирался их обрезать. Я кричал так, что на помощь прибежал шеф делегации и оттянул Брито. К счастью, я остался с усами».
Многие уже не помнят, что до 1998 года пышные усы носил и Гус Хиддинк. Голландец пообещал сбрить их, если выиграет Межконтинентальный кубок с «Реалом». После завоевания трофея игроки с радостью сбрили тренеру усы прямо в раздевалке, да еще и перед телекамерами.
«Хиддинк Хиддинком, а Газзаев Газзаевым. Так получилось, что, наверное, уже 30 с лишним лет с тех пор, как по предложению жены отпустил усы, ни разу их не сбривал. У меня и отец, сколько его помню, носил усы, и дедушка. На Кавказе это принято», – в очередной раз объяснялся Валерий Газзаев, которому до конца жизни будут припоминать не сбритые после победы в Кубке УЕФА усы. Если по каким-то необъяснимым причинам вы еще не знаете об этой истории – вам сюда.
Артур Жорже недолго руководил ЦСКА между двумя эпохами Газзаева. В Россию португалец приехал уже без роскошных усов: «Они мне надоели, решил поменять имидж. Сравнения с Газзаевым? Это ни при чем. Я – Артур Жорже. С усами или без, я остаюсь тем же самым человеком».
Вскоре португальцу (как и Газзаеву) надоела тема: «Я уже устал отвечать на этот вопрос: сначала меня мучили им в Португалии, теперь здесь. Я ведь не клялся на Библии, что всю жизнь непременно буду носить усы! На самом деле сбрить их попросил мой сынишка. Ну как я мог ему отказать?».
Серия А 80-х сплошь состояла из знаменитых усачей.
Вот чемпион мира и шестикратный чемпион Италии Клаудио Джентиле. Одно только прозвище итальянца внушало страх – «Киллер» или «Убийца». На ЧМ-1982 он персонально опекал Марадону, а после игры выпалил: «Футбол – это не для гребаных балерин». В следующей игре он съел Зико, а его Италия в итоге выиграла ЧМ впервые с 1938 года.
Джузеппе Бергоми – еще один чемпион мира-1982. На том турнире итальянское трио Тарделли, Бергоми и Джентиле прозвали Bad-Badder-Baddest. Самого Бергоми за суровую серьезность и неулыбчивость прозвали «Дядькой», но мы нашли для вас фото с полуулыбкой.
Збигнев Бонек приехал на тот ЧМ-1982 в качестве игрока «Юве» и завоевал с Польшей бронзовые медали. В полуфинале поляков остановили как раз итальянцы.
В советском футболе усы тоже были в почете. Помимо Черчесова и Газзаева вспоминаются игроки сборной СССР: тбилисский динамовец Давид Кипиани, спартаковец Федор Черенков, минский динамовец, поигравший в «Ювентусе» и «Лечче», Сергей Алейников.
Последний мог стать чемпионом Европы, но в финале Евро-1988 сборную СССР остановила Голландия с Руудом Гуллитом.
И Франком Райкардом.
Спустя два года у голландцев будет не все так хорошо. Матч 1/8 финала ЧМ-1990 запомнится плевками Райкарда в шевелюру другого знаменитого усача – Руди Феллера.
В 90-е мода на усы пошла на спад – молодежь все больше ассоциировала их с предыдущим поколением. Даже в сериале «Друзья» волосы под носом обыгрывали как нечто архаичное. Усы появлялись во флешбэках Росса в юность и у возрастного парня Моники – Ричарда, который на 21 год старше ее. Ричарда играет тот самый Том Селлек, которого ранее мы упоминали как одного из самых популярных усачей из 80-х.
Друзья Моники даже специально отращивали усы, чтобы походить на Ричарда. Но к его разочарованию, они все же воспринимали его как отца.
Усы стали символизировать что-то устаревшее и несвойственное современному человеку. Исключение – Колумбия. На ЧМ-1990 усы носил едва ли не каждый колумбиец, в 1994-м – все еще большинство, и только в 1998-м тренд коснулся и этой прекрасной страны.
Впрочем, посмотрите на это фото колумбийской банды из «Вальядолида» – Карлоса Вальдерраму, Рене Игиту и Леонеля Альвареса. До усов никому нет дела, когда есть такие прически.
Легендарный петушок Семина: выбрал из-за удобства, приносил удачу, а теперь Палыч не может его найти
Фанатские шарфы в СССР были роскошью. Их производство закрывала милиция, за кражу давали 8 лет тюрьмы