Тренерское прошлое Тарасовой помнят все: второе дыхание пары Роднина – Зайцев в 70-х; танцевальные шедевры от дуэтов Моисеева – Миненков, Бестемьянова – Букин, Грищук – Платов; героические Олимпиады Ильи Кулика и Алексея Ягудина.

Но какой фигуристкой была Тарасова – забытая легенда из 1960-х? Приоткроем ее.

Каталась всего три сезона, ничего крупнее Универсиады не выигрывала, закончила в 19 из-за травмы

Главное достижение Тарасовой на льду – золото Универсиады-1966 в итальянском Сестриере. Турнир, на котором Татьяне исполнилось 19, стал последним большим стартом их пары с Григорием Проскуриным.

Студенческое золото так и останется единственной победой – рядом с парой подиумов с чемпионатов СССР (1964 и 1965) и безмедальных поездок на чемпионат мира и два чемпионата Европы. Всего три взрослых сезона, после которых карьеру Тарасовой оборвал вывих плеча.

Обидную травму фигуристка получила не на тренировке или старте, а на церемонии награждения после Универсиады – на льду перед пьедесталом постелили ковер, о который Тарасова, не успев сориентироваться, споткнулась.

«Эта травма — привычный вывих плеча — она распространилась на два сустава. Это трагедия в парном катании — о поддержках можно было просто забыть. Но я очень не хотела подводить тренера и партнера. И еще какое-то время работала буквально из последних сил. А рука все время предательски вылетала из плечевого сустава.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Единственный сезон Гашека в КХЛ: провалился в начале, сливал тренера, больше всех сыграл на ноль

Я стала профнепригодна. В 19 лет особенно больно осознавать, что ты профнепригодна. Я очень тяжело это переживала и даже хотела броситься под трамвай, куда угодно», – вспоминала Тарасова в интервью изданию «ОК».

Сезон-1966/67 19-летняя Тарасова начала уже тренером на родном стадионе Юных пионеров.

Тарасов настаивал, чтобы дочь пошла в спорт, но не посещал ее выступления до 14 лет

На коньки Тарасова встала, едва научившись ходить, а в 5 лет уже уверенно каталась в парке возле дома. Сказались гены – ее отец, легендарный хоккейный тренер Анатолий Тарасов мечтал о большом спортивном будущем хотя бы для одной из двух дочерей.

«Отец не понимал, как это я могу не вставать в половине седьмого на зарядку, ведь я занимаюсь спортом. Он выгонял меня на улицу, на мороз – мать смотрела на это абсолютно спокойно, – и с балкона следил, чтобы я не валяла дурака, а серьезно разминалась. И если я делала зарядку плохо, он выгонял меня снова», – рассказывала Тарасова в книге «Красавица и чудовище».

7-летнюю Таню отец устроил в ледовую секцию, но до 14 лет ни разу не видел ее выступлений – впервые на трибуну он пришел, когда дочь сдавала нормативы на первый разряд.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мем "Биг Чангус" набирает популярность

До катка маленькая Тарасова добиралась сама, проезжая несколько остановок от Сокола до стадиона Юных пионеров на трамвае. Условия для тренировок в те годы были скудными – катались под открытым небом в любую погоду, переодевались в утепленном вагончике, хореографией и ОФП занимались в здании бывшего храма, переделанном под спортзал.

День, когда фигурка раскололась: Медведева проиграла Олимпиаду, Тарасова плакала в эфире и называла Загитову малОй

Первый тренер – Александра Нарядчикова – по словам Тарасовой, считала ее бесперспективной. В той же группе занималась будущая звезда ледовых танцев Людмила Пахомова – когда обеим исполнилось по 15 лет, их забрал в группу тренер Виктор Рыжкин. Молодой, но уже известный в те годы специалист позже неожиданно встанет в пару с юной ученицей Пахомовой.

Тарасовой в пару подобрали Георгия Проскурина – он был на 2 года старше Татьяны, и только расстался с предыдущей партнершей Галиной Седовой.

Программы ставила Чайковская, а платье для программ было ультракоротким 

Сейчас программы Тарасовой и Проскурина с чемпионата Европы-1965 выглядят слишком наивными – короткий лифт вместо полноценной поддержки, простые шаги, аксель в полтора оборота, катание словно в замедленной съемке.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Екатерина Шакурова капитан ФСИН из Челябинска заявила об избиении начальством

Вот короткая программа Тарасовой и Проскурина на музыку Арно Бабаджаняна:

А это произвольная под Паганини:

Платье Тарасовой (в те годы фигуристы катали и короткую, и произвольную в одном костюме) – отдельный раритет: даже спустя 50 лет такие откровенные наряды – большая редкость.

Тарасова и Проскурин – первая пара в карьере тренера Елены Чайковской. После она отучилась на балетмейстерском факультете ГИТИСа, а в группе исполняла функции хореографа. Несмотря на 7 лет разницы, тренер и ученица сдружились – школа Чайковской мощно повлияет на тренерские взгляды Тарасовой.

Именно Чайковская сначала советовала травмированной Тарасовой смену парного катания на танцы (3 месяца работы со Станиславом Жуком окончательно развеяли надежды на возвращение), а затем поступление в ГИТИС – здесь уже вето наложил Анатолий Тарасов.

«У нас артистов не будет. Завтра пойдешь на каток, наберешь детей и будешь работать. Надеюсь, что плохим тренером ты не будешь», – вспоминала Тарасова слова отца в интервью «Медузе».

В 19 лет она навсегда закончила карьеру фигуристки и начала тренерскую, которая продолжается до сих пор.

«Ругаться с ней – неприлично, а дружить невозможно». Тарасова тренировала Роднину, но теперь они бесят друг друга

Источник