Самые кровавые споры обычно начинаются с пущей безделицы. На днях сайт «Матч ТВ» руками Павла Лысенкова допрашивал Корбана Найта, центрального нападающего омского «Авангарда». Павел, чисто по фану, руководствуясь первым правилом крепкого новостника «нет новостей – спровоцируй их», предложил тому российское гражданство и место в центре первого звена сборной на Олимпиаде.

– Как вы отнесетесь к перспективе, если вас натурализуют в сборную России? У нас колоссальная проблема с центрфорвардами. Что вы думаете об идее, которую можно назвать сумасшедшей?

– Вот это да… Слушайте, даже не знаю, что тут сказать. И я не имею представления, как все это сделать. Но если у меня появится шанс сыграть на Олимпиаде, это будет особенный момент. Знаете, никогда не говори никогда.

– Представьте себя на Олимпиаде в центре звена, где слева – Овечкин, а справа – Кучеров.

– Да, это выглядит круто. Ну, а почему нет?

То, что это просто шутка, видно по предположению, будто Овечкин и Кучеров будут играть в одном звене, но смешно было не всем. Замысел Павла сработал — следующие сутки хоккей России был в основном занят тем, что объяснял, почему сборной не нужен канадец. А потом говорят, что современная журналистика не поднимает важных тем. 

Леонид Вайсфельд: «При всем моем уважении, Найт не тот человек, который мог бы усилить сборную России на Олимпиаде. При наличии игроков НХЛ». 

Александр Кожевников: «Я сомневаюсь, что у нас есть проблема с центральными нападающими». 

Алексей Ковалев: «Не надо ни за кем гоняться. Нужно играть в наш российский хоккей. Я считаю, не нужно на это смотреть так, что у нас большая проблема с центральными нападающими. У нас есть хорошие талантливые игроки, которые спокойно справятся с работой центра».

Андрей Николишин: «Найт что, хочет натурализоваться и поехать на Олимпиаду любой ценой? Это невозможно. Пусть мечтает дальше. Он в сборной России не нужен. Мы и так отлично справляемся».

Ощутили скрытую агрессию? Думаю, если бы спикеров было больше, шестой или седьмой предложили бы выслать Найта из страны.

Но для начала давайте сделаем вид, будто не заметили, что три из четырех этих реплик добыли корры сайта «Матч ТВ», а одну – лично Павел Лысенков; то есть это все, скорее, юмористический скетч, чем информационная повестка. Но помимо юмора, этот скетч примечателен еще кое-чем – уверен, ни о чем подобном сам Павел не задумывался. 

Вы удивитесь, но это примерно первая в этом сезоне попытка осмыслить важнейшую проблему сборной России на Олимпиаде в Пекине и в ближайшие 10-15 лет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Волонтеры прочесали новую территорию в поисках Маши Ложкаревой

Вы удивитесь, но при всей очевидности это проблемы, ее обсуждения вообще не происходит ни на каком из возможных уровней. 

Федерация исторически делает вид, что проблемы нет, что наши центры лучшие в мире – с этим согласен и Александр Кожевников, который, в целом, традиционно подсвечивает официальную позицию ФХР, с этим согласен и Андрей Николишин, самый честный и свободный спикер нашего хоккея. 

При этом в овертайме четвертьфинала ЧМ-2021 центр после вбрасывания сразу ехал на смену, чтобы выпустить крайнего — то есть вот настолько нашим центрам не доверяют наши же тренеры. Ну вы помните.

При этом на Кубке Карьялы, настолько важном по мнению Романа Ротенберга турнире, что ради него в самом разгаре сезона замораживают работу двух десятков хоккейных арен по всей стране, происходит эпизод с пятью подряд проигранными вбрасываниями в концовке. 

При этом о проблемах с центрами мы с вами говорим не меньше десяти лет: помните чемпионат мира-2012? Тогда в плей-офф Россия забросила 17 шайб – при 12 из них на льду были Малкин и Дацюк; на ЧМ-2013 никто из них не приехал, в первое звено ставили Локтионова (представьте), а потом все-таки Терещенко (он тогда не бунтовал против потолка зарплат и казался всем адекватным), и все закончилось 3:8 от среднего состава США в том же четвертьфинале. 

Ну то есть где-то в 2010-м ситуация с центрами в стране заржавела на отметке «Все очень плохо» и находится там же до сих пор: в обойме лучшего состава сборной России всего два топ-центра – сначала Малкин и стареющий Дацюк, теперь Кузнецов и стареющий Малкин. На этой позиции в самую идеальную нашу сборную нет не то что конкуренции, а наоборот: Малкин будет первым центром в какой бы скверной форме он ни находился; то же самое было бы с Кузнецовым, если бы не сами знаете что.

Перед Пекином мы не выбираем и не анализируем, мы носим свечки в церковь за здоровье 35-летнего Малкина, вот наша подготовка к Олимпиаде.

Давайте глянем дальше: можете назвать хорошего нашего центра для 1-2 звена команды НХЛ, родившегося после 1992 года? Я тоже нет. В разные годы такими считались Саша Хохлачев, Миша Григоренко, Влад Каменев и Миша Воробьев – они все крепко осели в КХЛ и не рассматриваются в топ-сборную даже самыми отчаянными певцами хоккейного благополучия. Была надежда на Ивана Морозова – его держат на грани ссылки в ВХЛ. Яша Тренин? Не играет центра в «Нэшвилле». Ваня Барбашев? Так точно – вот мы и нашли второго центра в лучшую сборную. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Клуб из городка населением 700 человек в Кубке Испании. Проиграли 0:8, но не грустят – всех жителей пригласили на матч Ла Лиги

Высказываясь на тему забавной реплики Найта, эксперты поддерживают миф ФХР: с центрами все нормально, проблемы нет, никакой канадец нам не нужен. Алексей Ковалев вообще говорит – нет проблемы, давайте поставим в центр какого-нибудь края. Вот так: приезжает Панарин в сборную, ему говорят, Артемий, есть работа в центре площадки. Артемий разберется без проблем, мне и Вадим Шипачев в августе говорил, что в принципе, в современном хоккее зоны ответственности крайних и центров размываются.

Но как насчет вбрасываний? Тот же Вадим в «Динамо» периодически отдает точку Эрику О’Деллу и про Найта говорит как про большого мастера вбрасываний. В НХЛ среди 111 центральных нападающих, участвовавших в более чем 100 вбрасываниях только один наш игрок – да, это Евгений Кузнецов. На сайте КХЛ нет возможности отфильтровать центров по количеству вбрасываний, на которые они выходили, но если перебирать вручную, то видно, что лучшие по лиге с 64-65 процентами Максим Соркин, Александр Кадейкин и Андрей Светлаков. Это прилично, и это больше, чем у Найта (59%), но Найт при этом в топ-5 бомбардиров лиги, а Кадейкин – 59-й, Соркин – где-то 150-й, Светлакова нет в топ-300.

Ну как, везем на Олимпиаду вторым центром нападающего, у которого в сезоне 26 вбрасываний, и он выиграл из них 34,7%? Это Иван Барбашев.

Везем на Олимпиаду третьим и четвертым центрами игроков из КХЛ, которые не входят в топ-50 бомбардиров лиги?

Это риторический вопрос: на самом деле, у нас просто нет другого выбора. Любые другие варианты – в том числе с переводом Тарасенко в центр – еще хуже. На главный турнир пятилетки мы едем с голой, извините, задницей: мы не понимаем, где взять игроков, которые сто процентов готовы к задачам, которые перед ними поставит уровень лучших игроков планеты. Мы не выбираем из лучших: мы смотрим на тех, кто есть, и думаем – кто же готов совершить чудо?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Скотти Пиппен утверждает, что Фил Джексон – расист. Ему больше не верят и обвиняют в старческой меркантильности

Важная оговорка: я безумно верю в наших игроков. Я не сомневаюсь, что Ваня Барбашев выйдет вторым центром сборной и скорее умрет, чем в чем-то облажается. Я не сомневаюсь, что если дать шанс Саше Кадейкину (который его более чем заслужил), он выйдет на лед и будет готов порвать любого – хоть Бержерона, хоть Кросби и Макдэвида, что на вбрасываниях, что просто по игре.

В данном случае важно, что мы все равно ждем от них чуда: мы ждем, что они на Олимпиаде сыграют так, как в принципе не играют. Мы наших игроков ничему такому не научили – вот в чем проблема. И в данном случае интересно, почему так случилось. Что, весь наш хоккей не способен произвести топ-игрока, который хотя бы в КХЛ играл бы на уровне Найта по создаваемым моментам и на вбрасываниях? Мы что, вообще не понимаем, что такое вбрасывания и как на них играть? 

Есть разумное решение: давайте учиться у тех, кто знает. Давайте нанимать опытных канадцев, запускать программы по развитию центральных нападающих, приглашать в них молодежь и показывать ей обучающие ролики. Важно ведь не то, брать нам Найта или нет; важно то, что нам очевидно нужны его знания – даже не на этой Олимпиаде (там за работу с центрами будут отвечать сразу два квалифицированных специалиста – Федоров и Жамнов), а на дистанции в ближайшие 10-15 лет.

Проблема с центрами же только отчасти проблема, на самом деле – это увлекательная задача. Представляете как круто: мы что-то упускаем и не знаем о хоккее чего-то важного – что знают, например, в Канаде. Разве вам неинтересно разобраться?

Мне очень интересно, но по ответу Александра Кожевникова я понимаю, что я в оглушительном меньшинстве.

Сборная России на Олимпиаде-2022, если бы она была завтра: Овечкин в первом звене, Василевский… не едет 😱

«Игра? Схемы? Зачем мне это рассказывать?». Что такое тренерская мысль – на примере сборной России

Федерация уводит хоккей в катакомбы: вместо праздника вокруг сборной – тишина и неопределенность

Источник