Он даже попробовал веганство.
Четыре года назад Тони Пулис списал Гнабри, которого «Вест Бромвич» арендовал у «Арсенала»: «Серж хочет играть, но не тянет на этом уровне. Он только из академии и почти не играл в АПЛ. А разве академии выпускают игроков, готовых к уровню лиги? Вряд ли, ведь это Премьер-лига».
В том году Гнабри провел в АПЛ двенадцать минут. Когда сезон-2015/16 закончился, немец отказался от нового контракта в «Арсенале», вернулся домой и за несколько лет из таланта, который «не тянет АПЛ», превратился в лидера «Баварии». Игрока, который пришел домой к одной из лучших команд Англии и уничтожил ее пусть не в одиночку, но так легко, что казалось – справился бы и один.
Болельщики «Арсенала» совершенно не обижаются на уход Гнабри; винят менеджмент и Венгера. Серж, кажется, сделал кое-что для «канониров» и после переезда в Германию, причем речь не только о покере «Тоттенхэму». Яркий прорыв, разница между 12 минутами в «Вест Бромвиче» и уровнем, которого он очень быстро достиг в Бундеслиге – все это оказалось аргументом настолько убедительным, что «гуннеры» скорректировали работу с молодежью. В последние три года «Арсенал» стажирует воспитанников где угодно, только не в АПЛ (за редким исключением по фамилии Чемберс).
Гнабри считался огромным талантом и в детстве, когда мечтал стать спринтером, и в «Арсенале». Во времена, когда это еще не казалось обидным, Венгер сравнивал его с Уолкоттом. Но чтобы раскрыться, Сержу пришлось изменить подход.
Олимпиада в Рио поменяла настроение Гнабри. После этого он ушел из «Арсенала»
Иногда для шага вперед достаточно вещи настолько простой, что внешне она кажется незначительной. Для Гнабри такой деталью стал кайф от игры.
К августу 2016-го вингер почти забыл о футболе. Он восемь месяцев не появлялся на поле, до этого больше года лечил колено и за 2,5 года сыграл 137 минут. Тренер молодежной сборной Хорст Хрубеш взял его на Олимпиаду – возможно, только затем, чтобы было на кого сменить Горетцку и Брандта, когда в конце матчей они уйдут за дополнительными овациями.
Но Горетцка сломался в первом же матче с Мексикой, и с этой минуты все дополнительные овации предназначались Гнабри. Он забил мексиканцам, в двух следующих матчах сделал по дублю и втащил немцев в четвертьфинал, а там начал разгром португальцев. В 6 матчах он забил 6 голов, стал лучшим бомбардиром и серебряным призером турнира.
«Фантастический контраст по сравнению с моим положением в Англии. В футболе все просто: если вы играете и забиваете, о вас говорят, вами интересуются. В Рио я вернулся в большой футбол», – признался довольный Гнабри. Откатываться назад он не захотел. Немец настоял на продаже и в последний день трансферного окна перешел в «Вердер».
Гнабри изменил подход к тренировкам и бегу. Помогла компания, которая лечила Мертезаккера
Переход получился даже слишком громким для 21-летнего парня стоимостью в 5 миллионов евро. Отец Сержа нечаянно оговорился об участии «Баварии», потом испугался шума и взял слова обратно, но разубедить никого не смог. У «Вердера» были финансовые проблемы, так что все считали, что за трансфером стоит рекордмайстер. Для чемпиона это и правда была хорошая сделка: куда дешевле выкупить игрока для «Вердера» и потом у «Вердера», чем договариваться с «Арсеналом» напрямую.
Если все действительно было так, то «Бавария» быстро убедилась в оправданности сложной схемы. Гнабри забил уже во втором матче, к Новому году записал 7 голов и заиграл в сборной Германии. К концу первого круга Серж констатировал: «Я правильно сделал, что ушел из «Арсенала», и со мной согласятся все, кто сравнит мой прогресс за эти четыре месяца с периодом в Англии. Мне нужно было игровое время. «Арсенал» хотел удержать меня, но я должен думать о собственном развитии».
Игровое время стало второй причиной стремительного прогресса. Первой – неожиданно выздоровевшее колено.
Перед Олимпийскими играми Гнабри провел тренировочный сбор в Бонне, но занимался не с клубом и не со сборной. За ним присматривали специалисты из компании Focus-on-Performance – фирмы, которая специализируется на тренировках спортсменов и когда-то занималась восстановлением Мертезаккера. Гнабри попал к ней через агента – общего у него и у Пера.
Основатель Focus-on-Performance Мартин Веддеманн по-новому взглянул на подготовительный процесс, объединил нейробиологию и биомеханику и назвал новый подход нейроатлетикой: программирование правильного движения, развитие нейромышечных связей и контроль над всеми процессами в организме.
«Когда Сержа вылечили после травмы, медики «Арсенала» должны были создать новые навыки движения – софт для мозга, через который контролируются двигательные рефлексы, – критиковал Веддеманн. – Они этого не сделали и сосредоточились на процессе заживления ткани. Но этого недостаточно. Мы должны сконцентрироваться на том, что делает мозг. Именно он все контролирует. Вы не можете сыграть на максимуме, если неправильно контролируете тело».
Веддеманн перепрограммировал Гнабри, научил его безопасно ставить колено при беге, выпрямлять спину перед ударом и управлять центром тяжести на высокой скорости. За последние три года колено всего однажды побеспокоило Сержа – он пропустил четыре дня из-за небольшого ушиба. До 2016 года он травмировал его несколько раз за несколько лет и месяцами не мог тренироваться.
«В Англии у Гнабри были проблемы с коленом и приводящими мышцами, – вспоминал Веддеманн. – Прошлым летом он был в отчаянии. Сейчас он так хорош во многом благодаря своему отношению к нейроатлетике».
Гнабри присоединился к Common Goal, попробовал веганство и занялся йогой
Знакомство с парнями из Focus-on-Performance изменило Гнабри. Он завел личного тренера и занялся йогой, чтобы улучшить растяжку и укрепить связки. Несколько раз в неделю индивидуально тренируется с Ларсом Линхардом (главным физиотерапевтом Германии и вторым человеком в Focus-on-Performance): работает над связью мозга и мышц, улучшением координации и реакции. Заодно он изменил режим сна и завел неожиданное хобби:
«Мои руки не так быстры, как ноги, но фортепиано и футбол в чем-то похожи. Когда вы учите новую пьесу, это напоминает футбольные тренировки. В футболе вы становитесь лучше, если делаете что-то хорошо, и точно так же вас совершенствует фортепиано».
В январе Гнабри отказался от мяса и перешел на горох и чечевицу. В предыдущие несколько лет веганами стали Крис Смоллинг и Эктор Бельерин, оба утверждали, что новая диета положительно сказывается на силе и состоянии сухожилий, и Гнабри мог бы сказать то же: во второй половине прошлого сезона он забил 9 голов (в первом круге – всего четыре). Но веганский опыт оказался недолгим: недавно Серж признался, что иногда все-таки ест мясо.
В мире Гнабри есть не только футбол. В 2017-м он вторым в Германии присоединился к Common Goal и отдает на благотворительность 1% от зарплаты. Для него это дело принципа: «Решение идет от сердца. Одна из главных причин в том, что мой отец родом из Африки, из Кот-Д’Ивуара. Мне не безразлично, как живут ивуарийцы. Я уже бывал там, хочу помогать другим людям, что-то строить для них. А жизнь в роскоши каждый понимает по-своему. Для кого-то это автомобиль из золота, а мне достаточно игры в футбол. Это ценнее роскошной жизни».
***
На презентацию в «Баварии» Гнабри пришел в таком же красно-белом поло от Gucci, которое надевал Леброн Джеймс. И по итогам сезона-2018/19 был признан лучшим в «Баварии». Этот сезон, кажется, станет еще лучше. Серж точно не станет Леброном для футбола, но для «Баварии» – может; по крайней мере, в клубе уже не так беспокоятся о наследниках Роббена и Рибери.
***
Телеграм автора
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!