Сегодня Бельгия возглавляет рейтинг ФИФА, обгоняя действующих чемпионов мира французов, и считается одним из главных фаворитов Евро. Но так было не всегда. До начала 80-х бельгийцы с трудом отбирались на крупные турниры и обычно вылетали уже на групповой стадии (исключение – домашний Евро-72, там заняли третье место, но тогда участвовали только 4 команды).  

Евро-80 стал прорывным турниром для бельгийцев, хотя они отправлялись в Италию без больших ожиданий. «На тот момент большинство из нас были любителями и помимо футбола у нас была основная работа, – вспоминал легендарный вратарь Жан-Мари Пфафф в интервью BBC Sport. – Для нас Евро-80 был чем-то вроде летнего отпуска, но в то же время мы решили, что будем выкладываться в каждом матче». 

У бельгийцев уже тогда начали появляться классные игроки (Геретс, Кулеманс, Пфафф, Вандерейккен), но ни у одного тренера не получалось сделать из них организованную команду. До тех пор, пока в 1976 году сборную не возглавил бывший главный тренер «Антверпена» Ги Тис. На протяжении 4 лет он собирал костяк, наигрывал нужные сочетания и учил игроков дисциплине, чтобы на Евро-80 удивить всех.

Все началось со скандала. Перед стартом турнира ведущие игроки сборной пригрозили тренеру забастовкой, если им не увеличат сумму премиальных 

Приехав в Турин на первый матч с англичанами, бельгийцы, которые на тот момент в основном были любителями, узнали, сколько получают их коллеги в других сборных, поняли, что им недоплачивают и потребовали увеличить гонорар. 

«Я остановился в том же отеле, что и национальная команда, – вспоминал журналист The Last Hour Sports Кристиан Юбер. – За завтраком в день матча я встретил Ги Тиса, который рассказал мне об этой истории. Он был в ярости». «Они всю ночь вели переговоры о бонусах. Мне противно, я хочу вернуться в Бельгию», – жаловался репортеру главный тренер.

Игроки добились желаемого. Футбольная ассоциация Бельгии увеличила бонусные выплаты до 40 тысяч франков (примерно 1200 долларов) каждому вместо изначально запланированных 30 тысяч. 

Кстати, с журналистом Юбером есть интересная история. Во время отборочного турнира к Евро-80 Кристиан возвращался с одного из матчей на самолете вместе с командой. Квалификация давалась бельгийцам тяжело, было много ничейных матчей в начале (в том числе со слабыми сборными вроде Норвегии), и в самолете Юбер обсуждал с Тисом, чего не хватает бельгийцам для победы. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сейчас все вспоминают лучшие голы. Мы пошли дальше – и вспомнили самые обидные

«Ничего удивительного. Тренеры сборной и раньше консультировались с самыми влиятельными журналистами страны. Это была абсолютно нормальная практика в то время, – объяснял Юбер. – Я посоветовал Тису обратить внимание на забытого 34-летнего опорника из «Берингена» Вилфрида ван Мура, который тогда был в отличной форме. Он так и сделал». Вилфрид вернулся в сборную спустя 5 лет, великолепно смотрелся на финише отбора, помог обыграть Португалию и Шотландию и стал основным на будущем Евро. 

Бельгия попала в сложнейшую группу с Англией, Испанией и Италией, но заняла первое место и вышла в финал, потому что искусно использовала офсайдную ловушку 

В 1980 году состоялась премьера нового формата Евро. 8 команд были разбиты на две группы. Победители групп встречались в финале, а вторые команды играли матч за третье место. Бельгийцы попали в группу смерти.

На том Евро все было очень плохо со средней результативностью (1,92 гола за игру), и Бельгия была как раз той командой, которая и сама забивала не очень много, и не давала разгуляться соперникам. А все из-за внедрения рискованного приема – искусственного офсайда, который в конце 70-х – начале 80-х стал главной фишкой невероятно успешных бельгийских клубов («Брюгге» вышел в финал Кубка чемпионов в 1978-м, «Андерлехт» выиграл Кубок УЕФА в 1983-м).

Офсайдная ловушка – защитный маневр, когда в момент паса игрока атакующей команды линия обороны соперника синхронно делает несколько шагов вперед, заводя адресата паса во вне игры. 

Первым игроком, которому пришла мысль отбирать мяч, не вступая в отбор, был североирландский защитник Билл Маккракен, который в начале прошлого века опробовал эту уловку в «Ньюкасле». Среди фанатов других команд он сразу стал самым ненавистным персонажем, потому что они считали, что Билл и его партнеры по обороне издеваются над соперниками. Во время матча в Маккракена летели разные предметы – кто-то однажды даже кинул в него курительную трубку. Но Билл все делал в рамках правил, и позже его метод стали копировать другие защитники, что привело к изменению правил фиксации вне игры.  

С внедрением в 1925 году знакомого нам определения офсайда (чтобы не было нарушения правил, между нападающим и чужими воротами в момент паса должны располагаться два соперника, включая вратаря, а не три, как было раньше), организовывать искусственное положение вне игры стало гораздо опаснее, так как в случае неудачи перед нападающим оставался один вратарь.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Самосвал снёс виадук при аварии во Владивостоке 16 октября

В начале 60-х офсайдная ловушка завирусилась в Бельгии. Ее продвигали тренер «Андерлехта» Пьер Синибальди и тренер «Сен-Трюйдена» Раймон Гуталс. Последнего позже позвали в сборную Бельгии, и Гуталс был первым, кто попробовал привить эту тактику национальной команде. Ему не хватило качественных исполнителей.

Требовалась четкая организация и присутствие опытного игрока, который командовал бы партнерами и следил за тем, чтобы цепочка держалась компактно и не было большого разрыва. Малейшее недопонимание – и команда пропускала гол. Но так как этот прием хоть и был рискованным, но все же экономил силы (не нужно было постоянно бегать за нападающим и опекать его), его стали брать на вооружение многие тренеры, одним из которых был Ги Тис, сменщик Гуталса.

У команды, которая активно использует ловушку, должен быть сильный голкипер, который минимизировал бы последствия неудачных попыток сделать искусственный офсайд. И у бельгийцев он был. Жан-Мари Пфафф спасал в каждом матче. 

Через два года Пфафф перешел в «Баварию», а в 1987 году его признали лучшим вратарем мира.

Успех использования офсайдной ловушки зависел от стиля игры соперников Бельгии. Она действовала и против глубоко обороняющихся команд, предпочитающих вертикальные передачи на одного-двух форвардов, и против доминирующего соперника, который постоянно давит (так удалось сбить атакующий порыв итальянцев – 0:0). 

Бывали и неудачные для бельгийцев моменты, когда нападающие избегали их капкана. Вот, например, чудесный пас самому себе в исполнении англичанина Рэя Уилкинса.

Именно после ничьей с Англией (1:1), по словам Пфаффа, команда почувствовала уверенность в том, что их задумка работает и может привести к успеху. 

Сложнее всего Бельгии было играть против техничных атакующих игроков, которые создавали моменты с помощью дриблинга и коротких передач, как, например, это делали испанцы на групповой стадии (типичные атаки: 1, 2, 3). Но даже в том матче бельгийцы смогли в первом тайме 5 раз загнать соперников в офсайд и в итоге выиграли 2:1. 

На Евро-80 благодаря оборонительному футболу и офсайдной ловушке бельгийцы добились лучшего на данный момент достижения в своей истории. Обыграв испанцев и сыграв вничью с англичанами и итальянцами в группе, они вышли в финал на Германию.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Боттас выиграл Гран-при Австрии, Хэмилтон нахватал штрафов, у Квята взорвалась покрышка

Обороняться и держать линию у Тиса умели не только защитники. Команда редко ошибалась, но в главной игре пропустила от немцев как раз после попытки сделать искусственный офсайд

Состав Бельгии на Евро-80

Понятно, что очаровать нейтральных болельщиков такой игрой было сложно, но Бельгия и не пыталась. Она спокойно играла на результат и не переживала по поводу того, насколько эффектно это смотрится. 

Тис не боялся издержек тактики с ловушкой, так как все движения в обороне у него были доведены до автоматизма. Как делать искусственный офсайд, знали не только защитники, но и вся команда, потому что игроки менялись местами и страховали друг друга. 

Бельгийцы в основном двигались синхронно и держали построение 4 в линию, но были эпизоды, когда один из центральных защитников поднимался чуть выше и встречал владеющего мячом, не давая ему сделать пас, в то время как остальные готовили офсайдую ловушку. Так действовали против немцев.

На протяжении всего турнира несработавшая офсайдная ловушка Бельгии лишь дважды привела к пропущенному голу. И второй раз это случилось в финале. Несогласованность защитников закончилась тем, что Меувс не успел выйти вперед, и Хрубеш воспользовался моментом. Бельгийцы отыгрались, но тот же Хрубеш на 88-й минуте сделал дубль и зафиксировал счет (2:1).

Бельгия проиграла, но не отказалась от работающего приема. Через 6 лет команда Ги Тиса разблокировала новый для себя уровень на чемпионатах мира – полуфинал в Мексике, куда из этой команды доехали Геретс, Кулеманс, Ренкен и Пфафф. 

Удачное в целом применение Тисом офсайдной ловушки увеличило ее популярность среди тренеров. Арриго Сакки, например, довел ее до абсурда в «Милане» конца 80-х. Игроки забегали за линию мяча всей командой, пользуясь тем, что определение пассивного офсайда появится позже. Соперник попадал в офсайд по 20 раз за матч.

«Чемпионат Европы-1980 поместил Бельгию на карту мировых топ-сборных, – уверен Пфафф. – Это была одна из лучших команд, которую мы отправляли на международные турниры. Наша история была немного похожа на ту, что произошла со сборной Данией в 1992-м. С той лишь разницей, что они свой решающий матч у немцев выиграли».

Энциклопедия по сборной Бельгии: от медалей 70-80-х до перезагрузки Мартинеса – с лучшими контратаками мира и хитрыми ловушки в защите

Источник