Его классные кадры внутри.
Перед главным матчем 23-го тура РПЛ ЦСКА – «Зенит» официальный блог лиги представляет очередного героя рубрики «Лига профи» – это фотограф армейцев Денис Тырин. Он начал болеть за ЦСКА в семь лет, хотел стать профессиональным футболистом, но затем увлекся фотографией.
В его портфолио не только спорт – футбол, «Формула-1», ралли, фигурное катание – но и концерты, митинги, поездка в Волгоград после терактов в конце 2013-го. Фотограф отработал семь лет на интернет-портал «Чемпионат», а в 2017-м перешел на работу в ЦСКА.
Мы пообщались с Денисом еще во время зимних сборов, и он рассказал много историй о своей работе:
● Почему не сложилась карьера футболиста
● Какие мировые издания брали его снимки
● Что кинули в Диего Симеоне во время финала Лиги чемпионов в 2016-м
● После какой победы ЦСКА обрабатывал фотографии до утра (потому что хотел сохранить все)
● Почему в работе фотографа важна стрессоустойчивость
Впервые снимал профессионально на матче сборной, а за съемку игры ЦСКА в Химках получил первые деньги
«Первый раз папа взял меня на стадион в 2001-м на матч ЦСКА – «Сокол», армейцы выиграли 4:0. Мне тогда было семь лет. Папа сильно болеет за ЦСКА, так что для меня никакой альтернативы не было. Я не мечтал работать в любимом клубе, потому что до того, как увлечься фотографией, вообще не представлял, что такое возможно. В 12 лет я хотел стать футболистом: очень много бегал во дворе, играл. Только мне объяснили, что я уже старый, и я начал искать что-то другое.
В 14 лет стал заниматься фотографией: брал камеру в летний лагерь, помогал подруге делать лукбуки, она увлекалась одеждой, снимал болельщиков для фанатских сайтов. Также снимал футбол, друзьям и родственникам нравились мои снимки. Потом появилась возможность заниматься этим более серьезно и снимать с кромки поля. Первый раз за съемку мне заплатили в 16 лет, «Чемпионат.com» заказал у меня тестовую съемку матча ЦСКА – «Терек» в Химках. Редактора впечатлило, что я снял не только игру, но и то, как болельщики отмечали победу после матча, купались в химкинском фонтане. Тогда я понял, что можно продолжать этим заниматься, вкладывать какие-то деньги, просить родителей поучаствовать.
Переход к спортивной фотографии был несложным. Есть определенные законы композиции, которые работают везде: в первую очередь, человеческое восприятие. Тогда все было неосознанно. Я много-много снимал, изучал фотографию, фотошоп, но даже не задумывался, как строить кадр, как настраивать свет или выжидать его или какую-то ситуацию. Я фотографировал и старался чувствовать настроение картинки, чтобы зритель воспринимал ее так же, как я. Впервые я профессионально снимал футбол на матче сборных России и Азербайджана 28 марта 2009-го, хотя основным заданием на бровке у меня в тот день была съемка видео для болельщиков.
Запоминающийся опыт – Волгоград после терактов: фотографии Дениса взяли около 50 газет
В феврале 2013-го я пришел к знаменитому фотографу Александру Земляниченко, он шеф-фотограф Associated Press. Показал ему 30 разных картинок: футбол, повседневная жизнь. Я знал, что к нему часто приходят с подобными подборками, но мне он сказал снимать дальше и не бояться присылать снимки, дал свой номер телефона. В какой-то момент они впервые взяли мою съемку – две фотографии с празднования масленицы во время штурма снежной крепости.
Вообще мои фотографии были в разных подборках, например, «Фото дня» в The New York Times и других. Публикации в таких международных СМИ отчасти престижны. Один раз я снимал концерт, где одной из участниц была Ольга Бузова. После него она выложила мою фотографию в инстаграм и собрала 250 тысяч лайков. Мне было приятно.
В конце 2013-го в Волгограде случились теракты, и меня отправили туда работать на несколько дней. Там было немного фотографов, и на утро увидел, что около 50 газет, среди которых в основном были иностранные, опубликовали мои работы. Некоторые даже на главной полосе. Психологически в такие моменты работать очень непросто, важно чувствовать допустимую дистанцию с героями съемок, родственниками погибших, стараться быть максимально незаметным. Сложный опыт, который запомнится мне на всю жизнь.
Я всегда хотел, чтобы мои работы хоть раз вышли в «Русском Репортере», покупал его с большим трепетом. В журнале была очень сильная фотослужба. В самом начале всегда было три огромных разворота, где печатались три злободневных фотографии за неделю. Я всегда мечтал, что когда-то там будет мой снимок, но так и не дождался, и издание, к сожалению, уже закрылось.
Фотографировал пляжный волейбол, ралли с вертолёта и фигурное катание. Ездил на белградское дерби, а во время финала ЛЧ зафиксировал летящий в Симеоне айфон
Мне интересно переключаться с футбола и фотографировать природу, например. Спорт снимаешь почти каждый день: тренировки, матчи. Как раз очень интересно отдыхать и делать другие съемки. Спортивная фотография отличается от остальных – этот момент никак не повторишь. Если ты прозевал эпизод, когда забили решающий гол, все, снять один в один уже не получится. В 2021-м спортивная фотография – вероятно, единственная сфера, где пока еще нужна дорогая техника. Во всем остальном уже можно пробовать работать на смартфон, и результат будет очень достойным. Сейчас это ярко выраженный тренд в том числе и в сфере видео.
В спорте фотографу желательно знать правила игры, которую снимаешь, понимать ключевых персон, которые могут сыграть очень важную роль в матче, знать предысторию противостояния. Бывает, что игра уходит на второй план, и 70 процентов времени ты снимаешь, что происходит на трибунах. У меня так было, когда я ездил в Белград на матч «Партизана» с «Црвеной Звездой». На трибунах, вокруг стадиона было намного интереснее, чем на поле.
В футболе я не пытаюсь предугадать, что произойдет на поле, просто слежу за мячом и смотрю по сторонам. Работая в ЦСКА, я знаю многие характерные отличия ребят: кто, как и на что отреагирует. Вот это иногда получается предугадывать. Правда, это касается, как правило, только ЦСКА.
Один раз пробовал снимать пляжный волейбол: пришел по своей воле, у меня не было никакого задания, но вообще ничего не получилось, и больше к этому не возвращался. Наверное, можно списать на то, что я никогда не интересовался волейболом.
Есть опыт съемки в фигурном катании, пусть и не такой большой, как в футболе. Здесь самое сложное – поймать нужную фазу и успеть отобрать картинки между прокатами: за один я делал около 400-500 фотографий. Если среди участников были россияне, эти 500 фотографий нужно успеть просмотреть за три минуты, а ненужные фото сразу удалить и работать дальше. Иначе разбирать потом замучаешься.
Однажды удалось пофотографировать ралли с вертолета в Китае – я к этому не готовился, но знал, что будет возможность полетать. Полет занимал примерно полтора часа, мы общались с пилотом на английском языке через специальную связь в наушниках, потому что там очень шумно.
Не помню, чтобы были трудности, которые мне помешали что-то снять, только небольшая трясучка и впечатление от огромного вихря в нескольких километрах от нас.
С настройкой фотоаппарата проблем не было, я работаю на полностью ручном режиме. Со временем можно научиться за две-три секунды перенастроить камеру под любые условия: будь то яркое солнце или проливной дождь. Все, что касается настроек камеры, зависит только от света. Если дует ветер или происходит что-то еще, это совершенно минимальные вмешательства.
В моей профессии бывают совсем необъяснимые моменты. Разбирая съемку финала Лиги чемпионов в Милане между «Реалом» и «Атлетико», заметил в серии кадров, что мимо эмоционального Диего Симеоне пролетает iPhone. До сих пор интересно, вернули ли его владельцу.
Кроме спорта я еще фотографировал свадьбы, их всего набралось 10-15. Как правило, просили друзья, знакомые или срабатывало сарафанное радио. Я с удовольствием этим занимался, да и сейчас интересно. Если поступит интересное предложение на свободное время, могу его рассмотреть. Я не говорю, что сниму так же хорошо, как это сделает профессиональный фотограф, у которого по сто свадеб в год. Нужна практика, надо обязательно набить руку и посвятить тысячи часов этому, чтобы получился достойный результат. Я не думаю, что свадебный фотограф с первого раза снимет футбольный матч так, как он это сделает, например, на сотый раз. Но в любом случае с каждым разом он будет поднимать свой уровень.
После чемпионства ЦСКА в 2014-м не сдерживал радость на поле, а фото с победы над «Реалом» обрабатывал до утра
В ЦСКА я пришел в конце 2017-го по приглашению директора по связям с общественностью Сергея Павловича Аксенова. До этого семь лет работал фотографом и фоторедактором в «Чемпионате». Рабочий день всегда строится по-разному. В неигровые дни снимаю тренировки, мероприятия, организованные коммерческим отделом. Выходные, если и случаются, то только в будни.
В день матча я стараюсь приезжать на стадион не позднее, чем за три часа до игры. Уезжаю по-разному: если матч в Москве, обычно делаю все фотографии на стадионе и потом еду домой отдыхать, а после выездной игры мы с командой сразу улетаем домой, и я в самолете доделываю полноценный альбом по матчу.
По нашим стандартам в перерыве всегда выходит подборка фотографий с первого тайма. Во время второго редактор соцсетей берет снимки для сториз и постов в инстаграм, ВКонтакте, фэйсбук и твиттер. Еще я обязательно должен отправить фотографию дизайнеру, чтобы он успел сделать графику с финальным счетом.
За игру делаю от двух до пяти тысяч кадров – зависит от важности матча, уровня соперника. Как правило, 90 процентов удаляются при первичном отборе. Остальные 10 – это в среднем 300 фотографий, из них останется около 50-70, которые пойдут в альбом по матчу, а портреты, другие фото болельщиков и тренеров отправляем в архив для будущих запросов, и чтобы у дизайнера был большой выбор.
На товарищеских встречах альбом можно подготовить за 30-40 минут, а на больших матчах времени, конечно, требуется больше. Помню, после игры с «Реалом» в Лиге чемпионов, когда ЦСКА выиграл 1:0 благодаря голу Влашича, я сидел до утра. Было много фотографий, все хотелось сохранить, не выбрасывать в корзину – это было историческое событие.
Самое важное в моей работе – не проявлять эмоции, как бы мне ни хотелось. Чувства ни в коем случае не должны брать верх над профессиональными качествами. Во время матчей я должен быть спокоен, хладнокровен и фиксировать все, что происходит, независимо от результата. Я сторонний наблюдатель и своим взглядом показываю людям, как увидел матч.
Честно признаться, один раз я не сдержался и пару секунд валялся на газоне радостный, когда в 2014-м ЦСКА второй сезон подряд стал чемпионом.
Матчи я смотрю исключительно через объектив, поэтому не могу анализировать игру, понимать, кто лучше как команда, кто из игроков выделяется. Тем более я не сильно разбираюсь в футболе, если честно. Меня часто спрашивают, как наши сыграли – хорошо или плохо – а я могу ответить только так: следил за мячом, эмоциями, атмосферой – больше ничего и не видел.
ЦСКА помогает с обслуживанием техники, но бывали поломки: на игре сборной камера не включалась, на хоккее игроки сломали объектив
На матч я беру две камеры и пять-шесть объективов: два телеобъектива, штатный 24-70 миллиметров – на него снимаю все, что происходит рядом – объектив с фиксированным фокусным расстоянием 35 миллиметров и широкоугольный. Иногда еще две камеры с широкоугольными объективами стоят за воротами, на них удобно снимать голы – они на радиоуправлении. Иногда беру еще «рыбий глаз».
На чемпионате мира доходило до того, что я работал пятью камерами, а объективов было шесть-семь. Для карт памяти у меня есть кошелечек, там всегда лежит шесть штук. Бывало пару раз, что этого не хватало, это единичные случаи.
Был случай во Франции на матче сборной, когда камера не включилась, потом оказалось, что дело не в батарейке, нужно было менять затвор. Поэтому всегда должна быть хоть одна запасная камера. Благо, в обслуживании техники мне помогает работодатель. В ЦСКА с пониманием относятся к тому, что техника – расходный материал, и ее нужно ремонтировать и обслуживать, иногда обновлять. Главное – стараться бережно к ней относиться. Правда, один раз на хоккее у меня сломался объектив: он стоял на борту, и как раз туда влетели два хоккеиста. Объектив улетел на пол и раскололся пополам. Но это моя вина, не надо ставить объектив на край борта.
Бывало, что мяч попадал в голову, еще куда-то. Чтобы не бояться, что в тебя что-то попадет, нужно выбирать правильную позицию. Там, где летают мячи, нет интересных ракурсов, не стоит проводить много времени. Лучше всего при съемке футбола занять одну точку и во время тайма вообще никуда не перемещаться, что бы ни происходило. Нужно дать такую установку в голове. Если тебя не прогонят охранники или кто-то еще, результат будет максимальным.
Футболисты редко кривляются на камеру, но иногда могут взять ее и снимать друг друга
Ребята иногда просят что-то снять для них, я часто им говорю: «Мужики, давайте праздновать веселее, ближе ко мне. Я всегда сижу либо в том углу, либо в другом». Они очень часто убегают в другую сторону, и меня это, конечно, огорчает, тут еще не довел свою работу до совершенства. Может, мне нужно шапку розовую надеть, чтобы меня лучше было видно, или как-то еще выделиться.
Я немножко говорю по-английски, этого уровня достаточно, чтобы общаться с ребятами-легионерами. У нас все иностранцы говорят на английском, Марио Фернандес понимает по-русски. Еще пробовал учить немецкий – очень красивый язык, но дальше полугода у меня почему-то не пошло. Это исключительно моя лень. Возможно, когда-то к этому вернусь.
На тренировках футболисты обычно серьезные, если и дурачатся, это никак не связано со мной. На камеру редко кто кривляется. Бывает, кто-то мячом в меня ударит, кто-то скорчит рожицу. На постановочных фото многое зависит от желания человека, которого снимаешь, как он к этому относится. Надо отдать должное, что в ЦСКА ребята хорошо относятся к съемкам. Мы нечасто их проводим, но многие футболисты с удовольствием принимают участие. Чтобы раскрепостить человека, мне лучше всего остаться с ним один на один и поработать хотя бы десять минут.
Если игрок категорически против фотографий, мы не заставляем его сниматься. В этом нет никакого смысла, потому что у человека будет плохое настроение, картинки получатся соответствующими. Конечно, под конец все устают, но тут важно показать, что все получается хорошо и будет еще лучше, если мы сейчас потерпим пять минут.
Иногда игроки сами подходят, берут камеру, просят настроить и снимают друг друга. Те, кого они фотографируют, тоже это видят и начинают позировать, дурачиться, кривляться. Бывало, что забавные картинки получались, и мы их выкладывали.
С некоторыми футболистами можем покидать друг другу мемы, видео, музыку, обсудить новости, фотографию, футбол, творчество. Только вряд ли смогу поддержать разговор про компьютерные игры, приставки, телешоу – это все мимо меня.
Советы новичкам: быть терпеливым, стрессоустойчивым и уметь абстрагироваться от эмоций
У начинающих фотографов есть распространенные качества, от которых нужно стараться уходить. Чаще всего встречается нежелание ждать. Нужно учиться выжидать и получать от этого удовольствие. Дмитрий Зверев – потрясающий стрит-фотограф – говорил, что настоящая съемка начинается примерно через 30 минут после того, как ты начинаешь снимать. Условия начинают складываться в твою пользу, ты более погружаешься, и пространство начинает работать на тебя. Эта гипотеза и у меня работает. Главное – не отвлекаться на телефон, уведомления. Нужно погрузиться в это дело и тогда мир тебе ответит, повернется нужной стороной и выдаст тебе волшебство. Так что начинающим коллегам могу посоветовать набраться терпения, в самом благом смысле.
Необходимо понимать, что работа фотографа достаточно стрессовая. Нужно быть готовым к тому, что очень часто нужно просыпаться рано, ложиться поздно, иногда на съемке что-то может пойти не так. Нужно быть стрессоустойчивым, быть готовым к неудачам и не бояться их. Надо снимать все подряд, смотреть постоянно кино, живопись, фотографии коллег с того же мероприятия, где был и сам, ходить в музеи, даже музыка влияет на совершенствование насмотренности у человека. Еще недавно услышал такую фразу от одного коммерческого фотографа и задумался: «Кино лучше смотреть без звука». Он считает, это помогает лучше чувствовать картинку.
Нужно стараться видеть свою картинку обособленно от тех эмоций, которые ты испытывал, когда ее снимал. Бывает так, что происходило что-то очень динамичное, ты это снял, в голове сложилось, что эпизод был очень насыщенный, наполненный движением и всем, чем угодно, а смотришь на картинку – и там ничего особенного не происходит, практически статика. Фотографу нужно уметь забыть эмоции, которые он испытывал при съемке, и трезво смотреть на свою картинку, чтобы она нравилась и была понятна не только ему, но и всем остальным. Это достаточно долгий процесс, помогает постоянное общение и обсуждение с другими фотографами и редакторами.
Я до сих пор продолжаю учиться, что-то смотреть, читать. Убежден, что всем удастся проявить себя, если не опускать руки и следовать своей цели. Конечно, есть факторы, которые влияют на ускорение этого процесса: везение или эксклюзив, но в целом я глубоко убежден, что если хочется, обязательно получится. Основное препятствие – дороговизна техники. Эта вещь, к сожалению, бывает большой сложностью, но выход есть: можно всегда начать с недорогой аппаратуры. Можно снимать все, что происходит рядом. Например, во дворе ты всегда можешь пойти фотографировать на «коробку» и посмотреть, как там играют в футбол и хоккей, и это даст результат. Это можно снимать на любительскую технику или на iPhone. Для начала выбирайте светлое время суток.
Ставит работу на финале ЛЧ выше, чем финал ЧМ-2018, и мечтает снять кино, но не в ущерб фотографии
Очень надеюсь, что самый памятный матч у меня впереди и он будет с участием ЦСКА, но сейчас самый запоминающийся фоторепортаж – с финала Лиги чемпионов-2015 в Берлине. Мне понравилось, как я его отснял, как он проходил, какая была атмосфера. Я ездил туда за свой счет, мог снимать так, как хочется именно мне. Еще наложился тот факт, что я всегда мечтал попасть на финал Лиги чемпионов. Там я немножечко с открытым ртом ходил.
Финал чемпионата мира-2018 в Москве уже воспринимался более рутинно, и от заказчика там было много требований, что не позволяло отвлекаться на величину события. На таких крупных финалах самое веселое – бегать с парой сотен других фотографов после награждения за победителями с кубком. Работаешь одновременно и глазами, и локтями, выбивая себе лучшую позицию. Смотрится со стороны очень эпично.
Многим вещам меня научил Александр Земляниченко. Он до сих пор иногда может где-то подсказать. Также помогает добрым советом Александр Сафонов, а Александру Демидову благодарен, что увидел меня, открыл дорогу в спорт и многому научил. С обоими Александрами мы трудились в «Чемпионате». Нужно постоянно чему-то учиться. Я сейчас понимаю, что еще многого не знаю и мне есть к чему стремиться.
Из зарубежных коллег для меня выделяется австралийский фотограф Адам Претти. Он сумасшедшие вещи делает. В агентстве Getty Images очень много фотографов, которые снимают на высоченном уровне и репортажи, и коммерческие мероприятия, а сейчас очень важно уметь делать и то, и то.
Также слежу за многими фотографами из других направлений. Люблю пересмотреть и классику: Хельмут Ньютон, Герб Ритц, Питер Линдберг, Энни Лейбовиц – мастера портретной фотографии. Это то направление, чему сейчас я активно учусь, что мне интересно примерно так же, как спорт. Есть еще потрясающий испанский режиссер Еухенио Рекуэнко. Советую посмотреть, какие вещи он снимает.
Я бы хотел снять кино. Возможно, это неожиданно слышать, но для меня это наивысшее достижение именно с точки зрения визуального производства контента. Фотография – тоже часть видео. Очень интересно смотреть, как снимают видео, развиваться в этом направлении. Сейчас многие фотографы и видеографы называют себя визуальными художниками – это не какая-то громогласная характеристика себя, как творца или мастера, а просто терминология.
Видео сейчас набирает очень большие обороты: все смотрят YouTube, кино, подписываются на стриминговые сервисы. Сейчас я практически не снимаю видео, но надеюсь, что в ближайшем времени смогу этому уделять больше времени, но не в ущерб фотографии. Все-таки фотография влияет на мою жизнь больше всего».
Ранее в «Лиге профи»:
Девушка-реабилитолог из «Уфы»: была в сборной по горным лыжам, восстанавливала после травм спортсменов из гимнастики, регби и скалолазания, совмещает работу в клубе с индивидуальной реабилитацией
Пресс-атташе «Арсенала»: с 15 лет писал о команде в газету, в 16 стал диктором, после возрождения клуба написал книгу и начал работать в пресс-службе