Никогда не сдавался.
Новый «Дакар» в Саудовской Аравии запомнится трагедией: на седьмом этапе легендарного рейда погиб гонщик – Паулу Гонсалвеш, выступавший в суровой категории мотоциклов. Подобного на марафоне не было уже 5 лет.
Обстоятельства трагедии туманные: в пресс-релизе на официальном сайте причиной смерти назвали остановку сердца без единого намека на какие-либо последствия аварии или падения. Однако уже к вечеру 12 января появились первые интервью, которые все же связали гибель Паулу с пилотажной ошибкой.
«В месте, где Гонсалвеш упал, ничего не было прописано, – рассказал русский штурман экипажа №324 Алексей Кузьмич в телеграм-канале Cross-Country Rally. – 500 метров до дюн. Мы увидели вертолет и организаторов, размахивающих руками. Там дорога идет чуть в горку и вообще не видно, что дальше. А когда у тебя уже 500 метров до финиша – ни на что не обращаешь внимания, валишь на всей возможной максималке. Как назло, именно в этом месте оказалась ступенька – довольно большая, размером с грузовик, как показалось. Просто когда мы подъезжали, я увидел только половинку вертолета – то есть место было не ровное.
Думаю, как раз там Паулу и улетел… Организаторы показали нам взять чуть левее от них, я увидел разбитый мотоцикл. Самого Гонсалвеша я не видел. Вертолет стоял с выключенными двигателями. Непонятное и очень неприятное местечко. Почему его не обозначить в роудбуке…».
«Паулу разбился на очень быстром участке трассы», – подтвердил в конце концов директор рейда Давид Кастера. Однако никаких подробностей широкому кругу так и не озвучили.
Что же произошло? Судя по всему, на 276-м километре в 10:08 мотоцикл Гонсалвеша прекратил движение, после чего почти сразу же на пульт дирекции гонки поступил тревожный сигнал с трекера португальца – но его нажал остановившийся для помощи товарищу действующий чемпион «Дакара» Тоби Прайс.
«Я перевалил через небольшую дюну и увидел лежащего гонщика. Это был Паулу, – описал ситуацию в инстаграме австралиец. – Я сразу же почувствовал, что ситуация серьезная, и меня охватили худшие предчувствия. Я вызвал медицинский вертолет и позвал окружающих на помощь – откликнулся Стефан Свитко.
Затем подоспел первый вертолет – оператор тоже попытался помочь, мы занимались искусственным дыханием. После появился медицинский вертолет (в 10:16 по заявлениям организатора «Дакара» – Sports.ru), и его персонал сразу же занялся делом. Я держал пакеты с жидкостью для капельниц, таскал медицинское оборудование, указывал другим гонщикам на объезд. Все работали столько, сколько нужно, но ничего не смогли сделать. Я помог отнести его в вертолет, потому что первым приехал и хотел последним и отойти.
Последние 250 километров были жесткими, я высох от слез. Вообще не думал о результате – мне было все равно. Это всего лишь гонка, и я отдал бы все свои победы, чтобы вернуть любого из моих коллег. Прости, дружище, я больше ничего не мог сделать».
Судя по редким фото с пролетавших мимо вертолетов, Прайс и Свитко в самом деле были рядом до конца.
Похоже, прыжок с уступа вызвал сильный удар, из-за которого португалец упал с мотоцикла и потерял сознание. Возможно, тот же удар остановил и сердцебиение – точнее судить сложно, ведь Прайс ни слова не написал и не сказал о каких-либо признаках аварии.
Бивуак в шоке: отменили этап, команда снялась
Смерть Гонсалвеша произвела огромное впечатление на каждого на «Дакаре»: большинство мотогонщиков выглядели абсолютно подавленными. Только посмотрите, как отреагировал напарник Паулу и брат его жены Жуакин Родригеш.
В итоге вся команда Hero Motorsports досрочно снялась с рейда и отправилась в порт.
«Очень печально уезжать, но каждый из нас чувствовал, что нужно отдать дань памяти нашему другу и коллеге», – объяснил решение босс «героев».
Остальным мотогонщикам просто дали лишний день на отдых и восстановление: восьмой этап «Дакара» для них отменили. Ничего удивительного: Паулу любили все, и каждому раллисту потребовалось время, чтобы прийти в себя.
«Увы, мне уже приходилось проходить через такое. Это всегда сложно, – объяснил Кастера. – Мы всегда рассчитываем, что участники и болельщики будут рады приключениям, получат удовольствие…
Паулу был с нами уже много лет, мы все знали его. Он словно стал живым символом гонки. Всем нам сейчас очень сложно. Один из худших моментов, какой только можно представить.
Каждый знает, что мотогонки опасны. Я проехал пять «Дакаров» на мотоцикле. Порой по утрам скручивает живот – когда вновь понимаешь, что никакой защиты нет. Все это понимают. Паулу был профессионалом, и он знал, чем рискует. Этот спорт опасен».
«Ты заботился обо мне все эти годы как брат, – написал в соцсетях испанский гонщик Хоан Барреда Борт (пятое место в общем зачете). – Помню бессчетные часы, которые мы вместе провели в пустыне, заботясь друг о друге и не отъезжая друг о друга дальше, чем на 100 метров. Они навсегда останутся в моем сердце».
«Нет слов, чтобы выразить мою грусть, – написал бывший напарник Гонсалвеша по «Хонде» Кевин Бенавидес, выигравший злополучный спецучасток. – Когда я прибыл на точку аварии и встал рядом с Тоби, то увидел, как суетятся врачи, и не стал подходить. Я так и не понял, что это именно ты лежал в 10 метрах от меня – думал, это твой напарник. Тоби сказал мне, чтоб я ехал дальше – и я так и сделал.
Только когда я приехал на дозаправку [в зоне нейтрализации], другие гонщики рассказали, что это был ты. Я просто рухнул на пол, а впереди меня ждали еще 70 км. И я плакал все эти километры.
Сейчас я понимаю: ты наверняка не хотел бы, чтобы я тебя там увидел. Я всегда буду помнить тебя как великого человека, гонщика и друга. Спасибо, что научил меня всегда улыбаться».
«Паулу был первым, кто остановился после моей серьезной аварии в 2016-м и помог, – вспомнил чемпион «Дакара-2018» Маттиас Валькнер. – Он был невероятно хорошим, дружелюбным и честным атлетом – его любили все! За пару дней до аварии он сказал мне, что этот сезон – возможно, его последний. А в начале моей карьеры он всегда давал мне советы по навигации. Такой хороший человек, не знаю, что еще сказать…».
Гонсалвеш никогда не сдавался
Португалец – легенда: он один из немногих продолжавших карьеру мотогонщиков, гонявшихся еще по Северной Африке: его дебют пришелся на два последних каноничных рейда в 2006-м и 2007-м.
Всего Паулу 13 раз появлялся на «Дакаре» – в пяти он сошел, четырежды финишировал в топ-10 и выиграл три спецучастка. Ярче всего он проявил себя в 2015-м, когда до последнего этапа рубился за победу с нынешним штурманом Фернандо Алонсо Марком Комой – победил в итоге испанец, а Гонсалвеш получил только серебряного бедуина.
Кастера не зря назвал вице-чемпиона 2015-го символом «Дакара»: даже несмотря на прозвище («Спиди Гонсалвеш» – в честь Спиди Гонсалеса из Looney Tunes) Паулу был не самым быстрым, но одним из самых упорных и неунывающих гонщиков. Как раз из тех, кто никогда не сдается – только в совсем уж безвыходных ситуациях.
Вспомните, например, инцидент на третьем этапе нынешнего «Дакара»: после финишей на 12-м и 13-м местах у него отказал мотор посреди пустыни. Португалец пытался воскресить технику, но поломка оказалась слишком серьезной – ему нужно было либо сходить, либо ждать помощи от конкурентов (ведь по правилам никто, кроме участников рейда, не имеет права помогать кому-либо на трассе).
В результате Гонсалвеш провел в пустыне 5,5 часов без нормальной связи и уверенности в подмоге в ожидании нового мотора, который к нему направила команда через экипаж итальянца Антонио Кабини из Orobica. Но Паулу дождался – а после в одиночку своими руками посреди пустыни заменил мотор и продолжил рейд!
Более того, ему еще несколько раз пришлось останавливаться ради новых серий ремонта – но №8 все равно не сдался.
«Через 40 километров я столкнулся с новой проблемой, поскольку не очень хорошо закрепил систему впрыска топлива, – рассказывал Гонсалвеш командному аккаунту в инстаграме. – Пришлось снова все чинить. Последнюю сотню километров проехал в полной темноте. Очень важная вещь: я продолжал несмотря ни на что. Команда достойна того, чтобы ее гонщики бились каждый день».
А ведь после захода солнца температура в пустыне падает практически до нуля – не каждый такое выдержит!
В итоге Паулу проиграл лидеру почти 8 часов и откатился на 111-е место в тотале, но уже на следующем этапе с новым мотором показал четвертое время. К старту 7-го этапа он уже поднялся на 46-е и явно продолжал прорываться.
Но все-таки «Дакар» по-прежнему смертельно опасен.
Все главные события и последние результаты «Дакара» – здесь
Мотогонщик на «Дакаре» уступил байк маленькому зрителю на пару минут. Прямо посреди скоростного спецучастка
Элитный мотогонщик громко рыдал посреди пустыни на «Дакаре», обнимая байк. Он ехал в топ-3 и бился за победу, но подвел мотор