Биатлон и лыжные гонки в России живут словно в разных вселенных: одна – вялая, невнятная и безнадежная; в другой – огонь, эмоции и топ-результаты.
Удивительная разница для, по сути, смежных дисциплин, которые изначально в равных условиях: климат, система подготовки по детям, тренерская школа, централизация сборных, финансирование.
Принято считать, что в лыжной элите слабая конкуренция, а кроме Норвегии в гладкие лыжи по-настоящему не вкладывается ни одна страна в мире, но это ущербная аргументация. Возможно, биатлон действительно популярнее лыж, но внимание к лыжникам во Франции, Италии, Швеции, Финляндии, США и Канаде максимально серьезное. Там лыжи – престижный вид, а еще есть понимание – без их базового развития успехи в биатлоне невозможны.
Но дело даже не в уровне конкуренции – достаточно самых очевидных деталей, чтобы понять, насколько наш биатлон отстает от лыж во всех составляющих: организации, результатах, масштабе спортсменов, их профессионализме и уровне амбиций.
В наших лыжах еще не все замечательно (в сборной не хватает глубины, замедлился прогресс отдельных спортсменов, появились проблемы в спринте), но контраст с биатлоном с каждым годом бьет по глазам все сильнее.
Подробности недавних чемпионатов мира вы хорошо помните: вымученная бронза биатлонистов против пяти медалей лыжников (с золотом). Несбывшиеся мечты против бессилия. Эмоции против равнодушия.
Но чемпионаты мира закончились, а сезон продолжается: в лыжах гремит финал Кубка мира, в биатлоне после выходных останется еще этап. И пока лыжники завершают его звонкими победами Александра Большунова и Юлии Ступак, биатлонисты мучительно докатывают Кубок мира, а короткий отдых после Поклюки-2021 привел к тотальной катастрофе с их состоянием.
Несколько показательных иллюстраций с этапов Кубка мира – биатлонного в Нове Место и лыжного в Энгадине:
• у лыжников кроме побед в мужском и женском масс-старте еще три человека финишировали в топ-10. В четырех гонках лучший результат наших биатлонистов – 10-е место Матвея Елисеева в преследовании;
• Александр Большунов разрывает норвежцев, давно обеспечив Большой хрустальный глобус. В биатлонном тотале ни одного человека в топ-10, лучший результат – 15-я позиция Александра Логинова, а женская сборная вот-вот отдаст максимальную квоту на следующий сезон Беларуси;
• в женских лыжах нет никого старше 26-летней Татьяны Сориной, ветеран мужской команды – 30-летний Евгений Белов. В биатлоне по-прежнему некем заменить 33-летнего Евгения Гараничева, а Эдуард Латыпов и Светлана Миронова в 27 считаются перспективными;
• после ЧМ лыжники держат кондиции: с Большуновым и Ступак все очевидно, лучшую гонку сезона выдал Артем Мальцев, в порядке Алексей Червоткин, на своем уровне Сорина.
В биатлоне после Поклюки беда со скоростью – более-менее держится только Латыпов (14-й ход в спринте), остальные – даже Миронова с Логиновым – откровенно страдают и доезжают сезон. У женщин еще и катастрофа со стрельбой: 16 промахов на команду в спринте (73% точности), 20 на четверых (75%) – в преследовании.
И эти детали не списать на разницу в конкуренции, высокий уровень элитных биатлонистов и непопулярность лыж. Это вопрос ко всем – спортсменам, тренерам, руководителям.
Если из пары стоящих рядом домов один прочен и надежен, а второй разваливается на глазах – наверное, проблема в тех, кто в нем живет. Наверное, пора спрашивать не только с чиновников, которые в биатлоне меняются регулярно и бессмысленно. Не только с тренеров, которые научились признавать вину, толком не имея отношения к провалам.
Возможно, это повод задуматься биатлонистам – что с ними не так.
Почему им не подходят никакие тренеры и методики? Почему они устают всегда и от всего: на старте сезона от сборов, на чемпионате мира от большого количества гонок, а весной – от напряжения на ЧМ? Почему их устраивают результаты так далеко от элиты, а уровень амбиций – настолько низкий?
Да и в конце концов самый очевидный, но, наверное, риторический вопрос: почему лыжники могут, а биатлонисты – нет?