Очень похоже на близкий конец.
Финишная позиция Даниила Квята на Гран-при Португалии точно неприятно вас удивила: последнее (19-е – поскольку Ланс Стролл сошел) место, целых 27 секунд отставания от ближайшего соперника (Николаса Латифи на безнадежном «Уильямсе»), проигрыш двух кругов победителю, штраф за срезки трассы и катастрофическая работа с шинами (обнуление главного козыря россиянина в последние сезоны). Настолько низко гонщик из Уфы еще никогда не финишировал – хуже и безнадежнее заезда под клетчатым флагом у него не было.
И на фоне пятого места напарника Пьера Гасли, совершившего полдесятка техничных обгонов, №26 словно в нокауте, особенно с учетом тайминга провала. До финиша сезона осталось всего пять Гран-при, и «Формула-1» вошла в завершающую фазу формирования составов на 2021-й: формально свободных мест в пелотоне осталось еще семь, но одно из них – как раз кокпит Даниила (остальные – «Мерседес», «Ред Булл» и оба «Альфа Таури» и «Хааса» – без шансов для Квята).
Однако вместо продолжения серии сильных выступлений и битв за очки мы увидели новый провал в квалификации (13-е место с отставанием в 0,4 секунды от напарника – это много), отвратительный старт с резким падением на предпоследнее место, а затем долгое и унылое бодание с худшими машинами пелотона. Даниил ни разу за весь Гран-при не поднялся выше 11-й позиции (и то прежде всего из-за пит-стопов конкурентов), не сумел реализовать любимую тактику с длинным стабильным отрезком на жестких шинах, поехал на два пит-стопа и постоянно нарушал правила предел трассы. И выглядело все это еще кошмарнее, чем звучит в одном коротком резюме.
Что вообще случилось? Команда объяснила только первый круг
Оказывается, Квяту катастрофически не нравится новый неабразивный асфальт. На свежем покрытии такого типа обычно минимальное количество микровыбоин и трещин, за которые обычно и цепляется резина. Ехать по такому за счет механического зацепа в полускольжении не получается вообще: нужно сперва максимально точно прогревать покрышки за счет перегазовываний, торможений и движений рулем. Однако повышенные требования к температурному окну – не самое главное: вместе с абразивностью теряется и естественное ощущение сцепления у гонщика. Даниил, похоже, как раз и угодил в эту ловушку – и так не смог разгадать покрытие трека на «Алгавре»: оттого и катастрофа в квалификации.
«Каждый раз, когда я пытался поднажать – машину срывало с траектории. Поэтому я не мог добиться большего. Давно не выступал в столь сложных условиях», – объяснил он после финиша на 13-й позиции.
В гонке же задача не упростилась – даже наоборот: Квяту поставили «медиум» вместо квалификационного более мягкого и цепкого «софта», а перед стартом над Портиманом начал накрапывать мелкий дождик. №26 снова не справился с прогревом и просто камнем ушел на предпоследнее место на первых километрах – за ним оказался только выбитый Ферстаппеном Серхио Перес, который вскорости обогнал россиянина и отправился в свой прорыв.
«Гонка получилась плохой, и после первого круга я мало что мог сделать, так как уже оказался в плохом положении, – объяснился после финиша Квят. – Было довольно трудно: по ощущениям, с шинами что-то пошло не так, они не прогрелись, и на первых кругах у меня возникли проблемы со сцеплением. Ветер не облегчал задачу, но это нормально – в таких условиях всегда тяжело».
«На первом круге уровень сцепления был низким из-за капель дождя, и поэтому Даниил потерял позиции», – подтвердил главный трековый инженер «Альфа Таури».
А что же насчет всех остальных 65 кругов? У №26 есть для вас исключительно лаконичное объяснение – вам понравится.
«Случаются хорошие гонки, случаются плохие, и сегодня Гран-при вышел для меня плохим. Нужно все проанализировать, понять, что произошло на первых кругах с температурой резины, и стать сильнее к следующему уик-энду».
Да, в неудаче сыграла роль и странная тактика «Альфа Таури»: команда еще перед стартом гонки не особенно представляла план на заезд и пит-стопы, а первая остановка Квята вышла очень ранней. Однако на самом деле нельзя сказать, будто россиянин проиграл именно из-за командного мостика: если бы он нормально прогрел шины и сохранил эффективность резины, ни первый ранний пит-стоп, ни поздний второй не потребовались бы.
Почему же Даниилу не удалось сделать ровно то, в чем он был максимально хорош последние два сезона? Судя по всему, как раз из-за нового асфальта и холодной погоды: без опоры на механическое сцепление с покрытием №26 слишком много и сильно скользил, устраивая своим желтым «Пирелли» одномоментный мощнейший перегрев на поверхности с одновременным недогревом внутри. Они обычно от такого моментально «зернятся» (микрочастицы резины сбиваются в гранулы посреди покрышки) и сокращают площадь пятна контакта. В результате снижается сцепление, машина скользит еще больше – и так вплоть до полного износа. Отсюда и довольно частые срезки трассы вплоть до штрафов – ни аэродинамической, ни механической прижимной силы не хватало, а в попытке отыграться россиянин давил на газ в поворотах сильнее обычного (или сбрасывал меньше нужного).
Не помог и трафик: обычно Квят за первые 10 кругов находит нужный темп или свободное окно для того, чтобы перестать выжимать из покрышек все для атак и обороны – и держит нужную скорость до самого конца отрезка. Теперь же Даниил предстал перед необходимостью прорываться сквозь конкурентов при отсутствии преимущества в машине и резине – и для шин такое почти всегда звучит как смертный приговор.
Примерно то же самое произошло и на втором отрезке – потому «хард» Квята продержался только 30 кругов и пал мученической смертью в битвах с Грожаном и Расселлом.
Гасли правда настолько сильнее? Он же с теми же проблемами не столкнулся
В обычный день я бы написал «нет»: Пьеру на самом деле повезло на холодную погоду. Она помогла держать температуру «софта» в приемлемом окне, и потому №10 проехал совершенно невероятный (особенно для самого себя) первый отрезок в 28 кругов. Ранее Гасли почти всегда усложнял себе гонки постоянным перегревом покрышек из-за излишне агрессивного пилотажного стиля – но теперь воспользовался обстоятельствами и выжал из них максимум.
Почему именно Пьер лучше всех переварил необычные условия? Потому что менее абразивный асфальт заставлял агрессивно скользить в поворотах примерно всех – а француз как раз гоняет с такой пилотажной техникой с самого дебюта в «Ф-1». Он знает о ней больше, чем кто-либо еще, и давно перепробовал все способы минимизации износа – а менее цепкое покрытие только снизило лишнюю нагрузку на его покрышки. Попросту говоря, желательный элемент для пилотажа №10 оказался вредным для его напарника – так бывает.
Максимально подробно разбираем пилотажный стиль Пьера Гасли и качество болида «Альфа Таури»
Однако это никак не оправдывает провал Квята. Даниил просто не смог – и оправдать его никак нельзя.
У каждого гонщика есть свое слабое место: Феттель чрезвычайно требователен к поведению задней части машины, Гасли неистово атакует в скольжении в каждом повороте и потому часто перегревает покрышки, Грожан слишком чувствителен к качеству тормозов, Албон любит непродуманные атаки по внутренним траекториям, Перес легко выходит из себя в сложных ситуациях и делает глупости, у Окона нет врожденного чувства машины для борьбы колесо в колесо… Теперь мы узнали, в чем заключается криптонит нового Квята: без механического сцепления он разом теряет половину мастерства в работе с шинами.
Угрозы увольнением от «Ред Булл» уже приобретают вполне конкретные очертания
Даниил угодил в крайне тяжелую ситуацию: у него истекает контракт с «Альфа Таури», спонсоров нет, а места в командах, способных дать шанс пилоту без финансовой поддержки, уже разобрали. В «Мерседес» и основной состав «Ред Булл» россиянина не возьмут (Кристиан Хорнер вполне официально отмел возможность возвращения Даниила), а в «Альфа Ромео» и «Хаасе» все слишком зависит от привлеченных партнеров и решения «Феррари» с Кими Райкконеном.
По сути, у Квята есть только одна возможность остаться в «Ф-1» – новый контракт с «Альфа Таури». И шансы на реализацию этого сценария тают с каждой гонкой.
Сразу после финиша Гран-при Португалии Гельмут Марко подтвердил Гасли во второй команде на 2021-й – а насчет напарника Пьера сказал примерно следующее: Имя второго пилота будет объявлено после гонок в Бахрейне».
Место выбрано не случайно: на берегу Персидского залива, состоятся два этапа «Ф-1» – и два последних заезда сезона «Ф-2». Именно после них окончательно прояснится, получит ли суперлицензию Юки Цунода – юный пилот «Хонды» и главный кандидат на место в «Альфа Таури». Именно про него Марко буквально неделю назад заявил: «он должен выступать за «Альфа Таури». Все, что ему нужно сделать – заработать нужное количество очков для получения права на гонки в «Ф-1».
Да, после объявления об уходе «Хонды» из «Ф-1» казалось, будто «Ред Булл» откажется от сотрудничества с японским пилотом – но, видимо, все еще действующий моторист сделал англо-австрийской команде действительно хорошее предложение.
Есть ли шанс на пролет Юки мимо суперлицензии? Да – если он вылетит из топ-5. И в принципе такой вариант возможен: Цунода выигрывает у шестого места лишь семь баллов, а в Бахрейне разыграют еще в общей сложности 96 очков. Однако японский пилот выглядит весьма быстрым – и Квяту стоило бы побеспокоиться.
«Я выложусь на полную, – пообещал Даниил перед стартом гонки в Португалии. – Это все, что я могу сделать. Я в курсе ситуации. Свободных мест осталось немного. Но, как я уже сказал, я не могу ничего сделать, кроме как показывать свой максимум».
Так что карьере россиянина совсем не поможет новая неудача и худшая гонка за последние два года в составе «Альфа Таури». Если в прошлом году он удивлял стабильностью на длинной дистанции и зрелостью, то сейчас в важнейший момент он провалился – уже без «помощи» со стороны удачи, техники или командного мостика. Да, это первый настолько жесткий фэйл №26 за два года – но случился он чрезвычайно метко и может запросто оказаться фатальным. Пилот в положении Квята не имеет права на ошибку.
Напарник Квята – №1 в «Ф-1» по официальным данным телеметрии третью гонку подряд. Обставил даже Хэмилтона и Ферстаппена
Райкконен cовершил 11 обгонов на стартовом круге. «Ф-1» в шоке, на повторах – полмиллиона лайков
Боттас попросил альтернативную тактику ради атаки на Хэмилтона – «Мерседес» молча отказал. И подставил Валттери под трафик