Главный оппонент – блогер Варламов.
Хабиб выступил на просветительском марафоне «Новое знание», где почти час отвечал на вопросы молодежи. В одной из реплик боец заявил, что Дагестан – богатый регион, который обеспечивает электроэнергией весь запад России, а люди там живут незаслуженно бедно. Эти слова вызвали резонанс: блогер Варламов заявил, что Дагестан не может обеспечить электроэнергией даже себя, а в сети тезис Хабиба посчитали едва ли не сепаратистским (журналист «Комсомольской правды» сравнил его с лозунгами периода распада СССР).
Хабиб отвечал на вопрос о развитии Дагестана: рассказал, что регион снабжает электроэнергией Россию, но люди живут очень бедно
Когда выступление Хабиба подходило к концу, зритель из зала спросил, как боец – с учетом его статуса, планирует развивать Дагестан, чтобы сделать его привлекательным для туризма.
Хабиб тяжело вздохнул и ответил: «Как говорится, язык – мой враг, да? Как бы вам сказать… И так у меня столько высказываний, и люди делятся: кому-то нравятся, кому-то нет. Давайте, я лучше отвечу про то, что меня касается».
Дальше приводим дословную цитату Хабиба, дабы не вырывать из контекста отдельные фразы:
«Я в Дагестане родился, вырос и живу. Хотя я могу купить себе дом в Калифорнии и жить там. Или возьмем всеми хваленый Дубай – могу и там жить. Но я живу в Дагестане, потому что родился там, мои все родственники там, я очень люблю этот край. Где бы ни был, я всегда ищу свободную минуту, чтобы слетать в Дагестан.
Этот край очень богат ресурсами: локациями, людьми, землей, солнечными днями для сельского хозяйства, есть море, горы, лес. Я не знаю, знаете ли вы, но почти вся западная часть России питается электроэнергией, которая добывается в Дагестане. У нас одна из самых больших ГЭС.
Чиркейская ГЭС – самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе
Дагестан – очень богатый регион, но социально мы живем бедно. Вот у меня сестра работала учительницей английского языка. Я забрал ее, потому что считаю это неправильным, что она работает за 11 тысяч рублей в месяц, когда у нее своих трое детей. Ну, 11 тысяч… Я считаю, что это неправильно. И таких много социальных моментов, которые нужно решать, но я за это не ответственен».
Дальше Хабиб упомянул, что занимается бизнесом и за два года уже создал 350 рабочих мест в Дагестане. А за последующие пять лет – планирует создать 5 тысяч. Хабиб также вспомнил отца, который учил его быть полезным для общества, и боец старается ему соответствовать.
Хабиб говорил с молодежью о любви к труду, закалке характера и преодолении преград, но резонанс вызвали именно слова про малую родину. Что неудивительно, ведь Нурмагомедов прямо сказал, что Дагестан – богатый регион, который может жить в достатке, но в современной России пребывает в бедности. Боец не сделал выводов, почему так происходит, хотя и упомянул, что Дагестан снабжает электроэнергией весь запад страны, а учителя в регионе получают 11 тысяч.
Блогер Варламов опроверг тезисы Хабиба: Дагестан – энергодефицитный регион, а местные часто не платят за счета
Слова Хабиба вызвали бурю: многие обвинили бойца в невежестве (оказалось, что сейчас Дагестан – энергодефицитный район), а кто-то – в сепаратизме. Нурмагомедову припомнили, что движения за независимость часто начинались с формулы: «Мы можем жить богато, если перестанем кормить других».
Так, в 2017-м Каталония посчитала, что ее экономика достаточно сильна, чтобы отделиться от Испании и не спонсировать налогами бедные регионы. 90% каталонцев проголосовали за независимость на референдуме, но Испания не признала его итоги, что привело к протестам, столкновениям с полицией и тюремным срокам. В этом свете тезис Хабиба трудно признать конструктивными – особенно в федеративном государстве, где множество субъектов обладают определенной автономией и национальными особенностями.
Главным оппонентом Хабиба в сети стал Илья Варламов – известный в ютубе трэвел-блогер и специалист по урбанистике. Он выкатил большой разбор с опровержением слов Нурмагомедова, в котором можно выделить два главных тезиса.
• Дагестан – энергодефицитный регион, который потребляет больше электроэнергии, чем производит.
«Все ГЭС Дагестана вместе взятые вырабатывают в среднем 5 миллиардов кВт⋅ч электроэнергии в год. За 2020 год Дагестан потребил почти 6,9 млрд кВт⋅ч электроэнергии. Получается, Дагестан производит в 1,8 раза меньше энергии, чем потребляет. А если считать одну Чиркейскую ГЭС (самую мощную на Северном Кавказе), она генерирует почти в 4,4 раза меньше потребностей республики.
Дагестан сегодня – энергодефицитный регион, и никакая Чиркейская ГЭС тут не помогает. Дагестан не снабжает электроэнергией не только «всю западную часть России», но даже сам себя! Проще говоря, это Дагестан получает электричество от остальной России, а не наоборот», – считает Варламов.
С Ильей можно согласиться – Дагестан и правда энергодефицитный регион. Последние годы разница между произведенной и потребленной электроэнергией стабильно составляет около двух миллиардов кВт.ч. в год.
Миатлинская ГЭС
Кроме того, Дагестан по-прежнему остается дотационной республикой и получает серьезную помощь из центра (что отличает его от той же Каталонии, которая в среднем отдает больше, чем получает). В 2020-м бюджетные вливания в Дагестан на фоне пандемии выросли на 43,5 млрд рублей и составили более 134 млрд (в соседней Чечне меньше – 106,4 млрд). В результате Дагестан занял второе место по объемам господдержки в 2020-м, та же Чечня – лишь четвертое.
В 2021-м Дагестан стал лидером по дотациям: 72,89 млрд, что даже близко не покрывается собираемыми в регионе налогами. Остальные республики Северного Кавказа получили значительно меньшую помощь (в Ингушетию, например, направили лишь 11,18 млрд, а в Карачаево-Черкессию 10,06 млрд). То же касается и других регионов России: условная Амурская область получила 3,79 млрд, а Еврейская автономная область – 1,97 млрд.
• Дагестан – один из лидеров России по долгам населения за потребление электроэнергии.
«И еще одна милая подробность. Поскольку, как сказал Хабиб, население Дагестана живет очень бедно, за свет оно платит далеко не всегда. К началу лета 2021 года дагестанцы накопили почти 7 млрд рублей долгов перед энергетиками», – считает Варламов.
Здесь с Ильей тоже не поспоришь: долги по коммунальным платежам – большая проблема не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. При этом названная блогером цифра – лишь долг жителей, совокупный же еще выше. Уже в марте энергетики били тревогу, ведь по состоянию на первое число долг Дагестана за потребленную электроэнергию составил свыше 14,3 млрд рублей. Из них более 6,8 млрд приходились на население, а почти 4,8 млрд рублей – на предприятия ЖКХ.
Свое послание Варламов закончил так:
«Почему Хабиб теперь читает лекции, непонятно. Но, учитывая количество его фанатов, дагестанцы еще долго будут думать, что они кормят другие регионы России. Ведь проверять информацию никто не будет».
Позицию Варламова также поддержал депутат Госдумы Виталий Милонов, призвавший при этом не быть категоричными к Нурмагомедову:
«Думаю, что Хабибу можно простить такое неграмотное выражение. Дагестан является одним из самых злостных неплательщиков за электричество. Его долг за электроэнергию составляет миллиарды рублей. Объективно Хабиб не очень хорошо знает, как вырабатывается электроэнергия. Дагестан не может генерировать электричество в достаточных объемах. Нужно аккуратно ему сказать, что он не прав».
А бизнесмен Андрей Червиченко (тот самый, который в нулевые владел московским «Спартаком») призвал и вовсе не принимать словам спортсменов всерьез:
«Я абсолютно сторонне отношусь к словам спортсменов, особенно когда они начинают высказываться о том, в чем абсолютные дилетанты. Я думаю, надо улыбнуться и все. Нравится ему, так пусть пребывает в своем заблуждении. Сегодня они кормят электроэнергией, завтра скажут, что все молоко и весь хлеб оттуда. Все это несерьезно, надо улыбнуться и не более».
А как вы относитесь к словам Хабиба?
Изучаем рекорд Хабиба в цифрах: только 6 побед над топами UFC и очень мало защит. Почему Нурмагомедова считают величайшим?
Хабиб все ближе к футболу – «Легион-Динамо» (сыграет в Кубке с «Уфой) намекает на контракт