Виталий Суворов делится впечатлениями.
Есть тишина.
Есть тишина…
А есть ти… ши… на…
За пару секунд до появления Лео Месси на красной дорожке, зажатой между стеклянными небоскребами и волнами средиземного моря, на окраине Барселоны стало настолько тихо, будто кто-то неожиданно перевел город в ночной режим. Оценить величие какого-либо спортсмена можно разными способами – на экваторе нулевых Роналдиньо стоя апплодировали фанаты «Реала», а в беспечных американских 80-х соперники Ларри Берда в шоке вскакивали со скамейки после каждого его броска, просто потому что поверить не могли, что все это происходит на самом деле. У Месси подобных моментов, конечно, тоже было полно – но все же нет лучше способа прочувствовать все это на себе, чем оказаться с ним практически в одной комнате.
Лео вошел, сделал пару шагов и повернулся к камерам – но от шума, который стоял здесь в последние полтора часа, не осталось даже полунамека. Пару минут назад веселые аргентинские репортеры просили местного барда пропеть что-нибудь прямо в камеру. Корреспондент из Marca шутливо просил об интервью Бартомеу – а потом хохотал от неудачного пранка так громко, что даже президенту «Барсы» пришлось посмеяться.
Пинто, экс-партнер Лео, который теперь разъезжает вдоль побережья с диджейским пультом, секунд десять пытался докричаться в толпе до знакомых – но так и не победил этот шум. А потом появился Месси и все вокруг него просто остановилось. Возможно, в плане харизмы Лео и правда проигрывает другим суперзвездам. Но, кажется, к 32 годам всем стало окончательно ясно, что если это и так, то она просто ему не нужна.
В Побленоу – модный район Барселоны с просторными улицами, чистыми пляжами и отелем «Хилтон», который смотрит на всех чуть-чуть свысока, – Лео приехал, чтобы сделать еще один шаг на пути теперь и к поп-культурному бессмертию. У Майкла Джордана был «Космисческий Джем», «Правила Джордана» и клип с Майклом Джексоном. У Марадоны – фильмы Кустурицы и Кападии, а заодно пара десятков пиццерий и муралов, разбросанных по всему Неаполю.
О возведении культурного памятника Лео Месси – третьему знаковому спортсмену в современной истории – наверняка задумывались и раньше, но всерьез заговорили только два года назад. Именно тогда режиссер Cirque du Soleil Мухтар Омар Шариф Мухтар, который ставил спектакль по мотивам карьеры The Beatles и придумывал церемонию открытия Олимпийских игр в Пекине, впервые рассказал о своих планах ребятам из «Барселоны».
Идея была простой. «Цирк и футбол позволяют нам мечтать, – рассказывал Мухтар репортерам. – И там, и там вам нужно усердно работать и тренироваться, зато потом эта работа выливается в чистую магию». За магией Мухтар, давний фанат футбола и персональный поклоник Лео, разумеется, пришел к Месси – и через год артисты Cirque du Soleil уже вовсю репетировали шоу Messi10, посвященное главному мировому волшебнику.
Планы Мухтара захватили не только сотрудников цирка. Тот самый Пинто, который после футбольной карьеры прописался в звукозаписывающих студиях, вошел в команду продюсеров представления. Бартомеу, президент «Барселоны» и человек, который предельно заинтересован в расширении клубного бренда, моментально нашел для шоу спонсоров (PES, Rakuten и прочие партнеры-гиганты «Барсы»). Лео, как рассказывают продюсеры, тоже включался в процесс по максимуму и почти ежемесячно встречался с режиссером и труппой, чтобы помочь им вырулить в нужную сторону – скажем, рассказывал о любимых песнях, которые попали в итоговый саундтрек, или просто делился детскими воспоминаниями.
Репетиции Messi10 проходили на запасном стадионе «Барселоны» «Мини Эстади» все лето и даже помешали клубу представить Антуана Гризманна перед болельщиками – в результате тишина накрыла и первый день Антуана в «Барсе». Сложно сказать, насколько это расстроило самого француза, но тех, кто относился к шоу настороженно, точно было полно. Санти Хименес, журналист AS, с которым мы встретились в день премьеры, был одним из тех, кто отверг приглашение Cirque du Soleil, заявив, что все это – самое обычное пиар-упражнение, и делать там совершенно нечего.
Несмотря на безупречную репутацию цирка такие опасения и правда были – но, к счастью, уже в первые пятнадцать минут на арене стало понятно, что Гризманн точно страдал не зря. За полтора часа шоу (два тайма по 45 минут с 15-минутным перерывом) артисты исполнили все классические цирковые трюки и номера, но настолько виртуозно вписали их в спортивный контекст и историю Лео, что казалось, будто и хождение по канату, и прыжки на батутах изобрели специально для футбольного шоу и никогда раньше нигде не показывали.
Девушки, взлетающие над толпой мускулистых ребят, символизировали юного Лео, который пытался прорваться через банду громадных защитников. Акробаты на воздушных качелях иллюстрировали поддержку – болельщиков, родственников и друзей, которые помогают 32-летнему Месси по-прежнему оставаться на высоте.
В какой-то момент в ход пошел даже робот – и гимнаст, который его «победил», ведь в эпоху видеоигр аргентинец рубится против искуственного интеллекта даже чаще, чем против реальных людей. Впрочем, атмосфера настоящего, не компьютерного футбола тоже была повсюду: на старте шоу зрители запускали волну, в середине – уворачивались от флагов, которыми артисты размахивали между рядами, а ближе к концу по трибунам поползли громадные футболки «Барсы» и Аргентины с фамилией Месси.
Все это было безумно красиво и невероятно трогательно – ну и, конечно, оставляло пространство для шуток вроде клоуна в роли арбитра, или Пластилинового Человека, изображающего игрока-симулянта. Лео в какой-то степени тоже участвовал – между номерами на арену опускался экран, чтобы показать голы Месси в Класико, Тот Самый Марадона-Проход в матче с «Хетафе» из прошлого десятилетия и другие культовые моменты с участием аргентинца. Как и планировал режиссер, магии в этот вечер действительно было достаточно.
К разочарованию репортеров из Sport, Marca и парочки аргентинских телеканалов, на красной дорожке Лео в итоге не сказал ни слова – как и после финального номера, когда вместе с режиссером вышел на сцену, чтобы жестами поблагодарить актеров и публику. Впрочем, кажется, в этом и был весь смысл. О ком-то пишут книги, о ком-то – снимают большое кино. Но настоящая магия чудесно обходится без всяких слов.
Важное интервью Месси: признался, что мог уйти из «Барсы», назвал лучший период для клуба и выбрал самую сильную версию себя
За 14 лет Месси подписал с «Барсой» 8 контрактов. Отследили рост зарплаты (почти в 15 раз!) и отступных