1 декабря пришло печальное известие: ушел из жизни Виктор Владимирович Гульченко (род. 03.09.1944).

Виктор Владимирович – выдающийся театральный деятель, соединивший в себе большое количество талантов: закончил Театральном училище имени Б. Щукина (режиссерский факультет) и ВГИК (сценар­ный факультет), режиссер, критик, театровед, один из ведущих мировых чеховедов, с 2001 года – основатель и художественный руководитель театра «Международная Чеховская лаборатория», последние годы также возглавлял Отдел по изучению и популяризации творческого театрального наследия А. П. Чехова (Чехов-институт) Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина.

Премьера Чеховской лаборатории прошла на четвертом Международном конгрессе IDEA (World Congress of the International Drama/Theatre and Education Association), Берген, Норвегия, июль 2001 года; а также в Москве (Центральный Дом актера), Мелихове (III-й Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна-2002») и Санкт-Петербурге (Александринский театр) в мае 2002 года, где был презентован российско-американский проект «Нина.Вариации…» Стивена Дитца (по мотивам чеховской «Чайки»). Русская версия спектакля была представлена на Международных Чеховских чтениях в Ялте в апреле 2003 года и была включена в программу V Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова в Москве.

В августе 2003-го года Чеховская лаборатория была представлена на 24-м Международном фестивале «Дни молодежного театра» (Workshops on «Alternative Academy») в г. Мостаре, Босния и Герцеговина; в сентябре месяце — на международном фестивале экспериментального театра в Каире, Египет. В сентябре 2004 года была премьера нового спектакля Чеховской лаборатории — «Вишневый сад». В мае 2005 года спектакль был показан на VI Международном театральном фестивале «Мелиховская весна-2005».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Смерть младенца в Бердске расследуют следователи

Виктор Гульченко

В январе 2005 года, в рамках двадцать третьего международного театрального фестиваля «Fadjr» в Тегеране были проведены Workshops и на базе DAC (Dramatic Arts Center of Iran) учрежден Иранский филиал Международной Чеховской лаборатории. «Вишневый сад» также представлял РФ на двадцать четвертом международном театральном фестивале «Fadjr» в январе 2006 года. Премьера спектакля «Дядя Ваня» была 29 мая 2006 года на VII Международном театральном фестивале «Мелиховская весна-2006».

В.В. Гульченко в «Международной Чеховской лаборатории» поставил все «большие» пьесы Чехова, некоторые в 2-х версиях. В числе постановок в других театрах: «Варшавская мелодия» Леонида Зорина (Театр имени Пушкина), «Московские люди» по мотивам Гиляровского, Островского, Горького (Театр имени Пушкина), «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета (Театр «Модернъ»), «Пляска смерти» Августа Стриндберга (Театр на Малой Бронной – первая версия, Государственный Театр наций – вторая версия).

В спектаклях лаборатории задействованы актеры различных столичных театров («Современника», Ленкома, Театра «Модернъ», Центрального Театра Российской армии, Театра имени Р.Симонова, Театра на Покровке, Театра на Юго-Западе и др.), а также актеры кино.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Гонку за «Челси» выиграл американец Боули. В последний момент его попытался обойти богатейший бизнесмен Британии

Деятельность Виктора Владимировича Гульченко в качестве исследователя творчества Чехова принесла ему заслуженное уважение как научного сообщества, так и театральных практиков. «Чехов и Эйнштейн», «Чехов и Беккет», «Чехов и Ионеско», «Мужчины и женщины у Чехова и Стриндберга», «Платонов Чехова и Дон Гуан Пушкина», «Метаморфозы «Вишневого сада», «Особенности финалов чеховских пьес», «Чехов в пространстве уходящего века», «Прохожий Чехова и Сталкер Стругацких и Тарковского», «»Чайка» Антона Чехова и «Птицы» Дафны Дюморье и Альфреда Хичкока» — это лишь часть его чеховских публикаций. В.В. Гульченко является членом Чеховской комиссии РАН.

Виктор Гульченко

Под руководством В. В. Гульченко Отдел по изучению и популяризации творческого театрального наследия А. П. Чехова ГЦТМ им. А.А. Бахрушина провел обширную научно-исследовательскую работу по вопросам театрального и экранного воплощения произведений А. П. Чехова в XX и XXI вв., влияния А. П. Чехова на современные культурные процессы, его роли в развитии мировой драматургии и театра;

Были организованы международные научные симпозиумы, конференции по проблеме «А. П. Чехов и театр», в которых принимали участие теоретики и практики современного театра — драматурги, режиссёрф, сценографы, актёры, филологи, музееведы, историки театра, искусствоведы; инициировано проведение ежегодных международных Скафтымовских чтений в сотрудничестве с Саратовским государственным университетом; проведены творческие лаборатории, мастер-классы вместе с разными театральными организациями; была подготовлена отделом целая серия значительных изданий:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как заставить всю НБА себя ненавидеть и получать от этого удовольствие. Инструкция от Скипа Бэйлесса

Наследие А. П. Скафтымова и поэтика чеховской драматургии: Материалы Первых международных Скафтымовских чтений: Коллективная монография. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014/Бахрушинская серия/; А.Г. Головачёва. А. П. Чехов и Крым: Статьи и очерки. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014 /Бахрушинская серия/; Ю.В. Доманский. Чеховская ремарка: Некоторые наблюдения: Монография. М: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2014/Последняя пьеса Чехова в искусстве XX-XXI веков. Коллективная монография. По материалам международной научной конференции, которая состоялась 22-23 августа 2014 г. в рамках проекта Бахрушинского музея «”Вишневый сад”. Продан». М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2015 /Бахрушинская серия/; Наследие А. П. Скафтымова и актуальные проблемы изучения отечественной драматургии и прозы: Материалы Вторых международных Скафтымовских чтений. Коллективная монография. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2015 /Бахрушинская серия/; Чехов и Шекспир. По материалам XXXVI-й международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте-2015». Коллективная монография. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016 /Бахрушинская серия/ и др.

Виктор Владимирович являлся подлинным русским интеллигентом, очень сильно любил театр и людей театра, общение с ним было большой радостью, и его безвременная смерть – невосполнимая утрата для нашей культуры.

Скорбим и выражаем искреннее соболезнование родственникам и близким.

Источник