Как стало известно, сверло достигло противометеоритной защиты

Эксперты обнаружили новые следы работы дрелью в обшивке российского пилотируемого корабля «Союз МС-09», дыра в котором привела к падению давления на Международной космической станции (МКС). Об этом рассказал в пятницу источник в ракетно-космической отрасли.

Давление на МКС упало в четверг, 30 августа. Утечку заметили внутри пристыкованного к станции «Союза» — воздух уходил через отверстие диаметром 2 мм в шпангоуте бытового отсека корабля. Через несколько дней эксперты на Земле пришли к выводу, что корпус корабля был просверлен.

«Следы от сверла присутствуют не только внутри бытового отсека корабля, но и на экране противометеоритной защиты, которая покрывает корабль снаружи и установлена в 15 мм от герметичного корпуса», — отметил собеседник агентства.

Как он сказал, прежде чем заделать «течь» в «Союзе», космонавты провели фото- и видеосъемку отверстия с помощью эндоскопа.

«Во время анализа на этих фото были найдены следы работы сверлом и на противометеоритном экране за дырой — тот, кто сверлил корпус, пройдя его навылет, уперся головкой сверла во внешнюю негерметичную защиту», — сообщил источник.

Как заявляет еще один источник в ракетно-космической отрасли, установка негерметичной противометеоритной защиты — «предпоследний этап сборки корабля, далее «Союз» отправляют в цех окончательной сборки».

«Когда «Союз МС-09″ только привезли в цех окончательной сборки, он был детально сфотографирован, и никакого отверстия, а также следов от касаний сверла на обшивке изнутри отсека не было — корабль просверлили позже, полностью собранным», — отметил источник.

Он уточнил, что сам экран противометеоритной защиты также фотографировался перед монтажом и был «чистым».

Собеседник агентства сказал, что в цехе окончательной сборки корабль находится примерно 2 недели, потом отправляется на 90 дней на контрольно-испытательный стенд (КИС), «причем в КИС фотофиксация не предусмотрена».

«Таким образом, корабль могли просверлить на самом последним этапе работ в цехе финальной сборки или в КИС», — уточнил источник.

Он сказал, что маловероятно, что повреждение «Союза» произошло во время его транспортировки по железной дороге на Байконур или на самом космодроме.

Мы не располагаем официальным подтверждением предоставленной источниками информации.

Внутренняя комиссия Ракетно-космической корпорации «Энергия» закончила работу по расследованию ситуации на минувшей неделе, все материалы были переданы в госкорпорацию «Роскосмос». Как сказал гендиректор госкорпорации Дмитрий Рогозин, комиссия Роскосмоса будет работать столько, сколько необходимо, но «в разумных пределах». Также он отметил, что ситуация с расследованием причин оказалась сложнее, чем предполагалось до этого и в работе принимают участие «компетентные органы».

В среду Рогозин провел телефонный разговор с главой NASA Джимом Брайденстайном, стороны условились, что технические эксперты Роскосмоса и американского космического агентства будут тесно сотрудничать по проблеме «идентификации и устранения причин утечки воздуха». Также Рогозин и Брайнденстайн договорились о непрерывном содействии «со стороны NASA расследованию Роскосмосом инцидента на корабле «Союз МС-09».

Источник