«Кэпиталс» уже пострадали от его системы.

«Вашингтон» вылетел из плей-офф пару дней назад, но неприятное послевкусие от поражения ощущается до сих пор. 10 шайб за пять игр – по две в среднем. Потухшее большинство. Проигранные смены в равных составах. Что с ними случилось?

Ответ довольно прост – Овечкин и его команда попали под одну из самых эффективных защитных систем НХЛ и оказались не готовы что-то ей противопоставить. Начиная с сезона-2017/18 «Бостон» меньше всех пропустил в регулярных чемпионатах, лучше всех играл в неравных составах и успешно переносил свои схемы в кубковый хоккей – несмотря на провалы в отдельных матчах (7 шайб от «Тампы» в прошлом году), «Брюинс» идут в топе по пропущенным в среднем за матч среди команд, которые сыграли минимум 30 кубковых матчей за последние четыре сезона.

Ирония вылета «Вашингтона» еще и в том, что нынешний тренер «Бостона» Брюс Кэссиди дебютировал в НХЛ как раз в «Кэпиталс» – пришел перед сезоном-2002/03 и с треском провалился, не справившись с величием Ягра, Бондры и Колцига. Второго шанса в НХЛ Кэссиди ждал 14 лет – заменил по ходу сезона Клода Жюльена в «Бостоне». И опыт, который он получил в «Вашингтоне», помог ему собрать одну из мощнейших команд лиги.

В столице Кэссиди просто не понял, куда приехал – он пришел на первую тренировку и начал читать с листочка, пока ветераны переглядывались и пытались не заржать прямо на занятии. Тренировки шли минимум полтора часа, постоянно прерываясь на занудные замечания тренера. При этом Кэссиди умудрялся постоянно опаздывать, срывался после поражений и тасовал звенья в порядке, известном только ему.

– Ваш главный тренер – новичок Брюс Кэссиди. Информация о нем самая разная. Как он вам? Он не боится командовать такой звездной командой?

– Я с ним вообще не разговариваю. Даже не знаю.

– Какие у вас отношения с Кэссиди?

– Не знаю. Ему 36 лет. Не знаю. Я с ним не говорил вообще.

– Почему?

– Ну я ожидал немного другого. Мы просто не разговариваем друг с другом.

Такое интервью Яромир Ягр дал в межсезонье, когда вернулся домой в Чехию.

Но даже в таких ужасных условиях «Кэпиталс» вышли в плей-офф, вели 2-0 в первом раунде, но проиграли. Брюс сорвался на ветеранов и сказал им, что они больше думают о своих женах и больных детях, чем об игре – это был худший способ мотивировать команду, поскольку у вратаря Олафа Колцига рос сын с аутизмом, а у защитника Брендана Уитта жена перенесла сепсис после родов. Кэссиди сняли в середине следующего сезона, а через полгода после его отставки «Вашингтон» выбрал на драфте Александра Овечкина.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лучший способ вспомнить главные моменты Евро-2020 – наша галерея. В 22 картинках все ключевые герои и сюжеты

Когда круг замкнулся, и «Брюинс» убрали «Кэпиталс» в пятом матче серии, на лавке «Бостона» стоял совсем другой тренер и человек. В «Бостоне» у Кэссиди не было конфликтов с ядром команды – у него было время осознать, чем отличается работа в юниорских лигах и фармах от работы с миллионерами.

«Кэссиди поборол своих демонов, изменился и оказался в четырех победах от кубка. Просто снимаю шляпу. Он стал полной противоположностью себя из прошлого», – говорил Олаф Колциг летом 2019-го.

Во второй заход в лигу Кэссиди сразу наладил контакт с ветеранами «Бостона», и они стали проводниками его идей. Еще один плюс – он долгое время работал в фарме «Брюинс», так что значительная часть молодых игроков уже была с ним знакома, а тренер знал особенности характера каждого из них. Это помогло создать эффективную систему игры – понимание хоккея Кэссиди отмечали еще в бунтующем «Вашингтоне», вот только главной проблемой было то, что Брюс не считал должным объяснять игрокам НХЛ очевидные, по его мнению, вещи.

«Бутч был умным хоккеистом. Он понимал игру. И считал, что все понимают ее на том же уровне. И для него было дикостью, если условный Джоуи-Шмоуи не понимал схему выхода из зоны. То, что он схватывал легко, не давалось другим игрокам», – объяснял Колциг.

Играя на позиции защитника, Кэссиди уделял особое внимание обороне. Поскольку в «Бостоне» у него были Хара, Бержерон и Маршанд, он посчитал логичным докручивать защитные построения. Кэссиди предпочитает зонную защиту, и старается вносить коррективы в существующую систему, а не устраивать кардинальную перестройку, если что-то идет не так.

Например, когда «Тампа» вынесла «Бостон» в ковидном плей-офф, он так рассуждал на пресс-конференции: «Я не думаю, что мы отойдем от зоны. Хотя бы потому, что команда играет так уже много лет. Мы снова лучшие по пропущенным шайбам в лиге. Нашим вратарям удобно играть в такой системе. Мы опросили всех наших защитников, и они сказали, что им комфортно играть именно так. Поэтому мы собираемся настроить детали, которые касаются наших действий в зонной защите».  

Кэссиди не очень любит стиль man-to-man – так можно легко увести защитника от ворот до самой синей линии, запутать игроков обороны и забросить легкую шайбу. Он исходил из того, что у «Бостона» были довольно сбалансированные пары – к физически мощным Харе и Карло добавлялись мобильные Крюг, Макэвой и Гжельчик. В схемах Кэссиди здоровяки работали под воротами, а более подвижные защитники смещались относительно шайбы, плюс очень активно в оборону включались нападающие.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как майнинг вредит окружающей среде

Эта система оказалась под угрозой, когда команду покинули Тори Крюг и Здено Хара – один из лучших разыгрывающих защитников лиги, обеспечивающий выходы из зоны, и опытнейший игрок обороны, который очень сильно помогал Кэссиди в организации защиты непосредственно на льду и делился с молодыми партнерами полезными советами.

Как оказалось, Хара успел передать достаточно полезной информации, а Кэссиди все еще хороший тренер – несмотря на потерю лидеров, «Бостон» был одной из лучших команд лиги по защитным метрикам в регулярном сезоне.

Реальным же тестом для команды стала серия против «Вашингтона», и «Брюинс» выполнили задание блестяще – остановили очень крепкое нападение и выжгли пространство в меньшинстве.

«Мы действительно убили их большинство. Осложнили входы в зону. Прессинговали, не давая много времени и пространства. Постоянно караулили вантаймер Овечкина – думаю, парни заблокировали где-то 10 его бросков, а ведь это просто как летящая пуля. Огромный респект нашим защитникам», – так голкипер «Бостона» Туукка Раск оценил действия обороны.

У «Бостона» теперь нет Хары, но защита была эффективна даже в таких сочетаниях (первые матчи в третьей паре играли Лоузон и Миллер).

Что делает «Бостон» таким эффективным? Есть несколько базовых принципов, на которых они выстраивают игру в зоне защиты.

1) Минимум пространства в формате 5-на-5

Что это значит: крайние нападающие берут на себя защитников соперника, центральный при необходимости опускается к своим воротам или поднимается к синей линии, защитники передают друг другу игроков с шайбой.

2) Гибридная схема в защите.

Одна из тех деталей, которые Кэссиди добавлял после поражения от «Тампы». В чем суть: главный тренер «Бостона» не любит классическую схему man-to-man, но при дозированном использовании она позволяет лучше покрывать зоны и передавать игроков.

Защитник следует за игроком максимум до района усов/точки вбрасывания, после чего передает его партнеру и остается закрывать слот, пока «Бостон» не завладеет шайбой. Схема предъявляет определенные требования к хоккеистам – нужно понимать игру, понимать маневр партнеров и довольно долго играть вместе.

3) Блокированные броски

«Бостон» блокирует в среднем 15 бросков на 60 минут игрового времени – это не больше всех в этом плей-офф, но достаточно, чтобы разгрузить голкипера.

Защитники «Бостона» почти не вылезают за пределы точек вбрасывания (кстати – так играет «Авангард» в КХЛ, почитайте) и во время блока выдвигаются навстречу броску, сокращая угол обстрела, либо же накрывают бросок своей клюшкой до того, как соперник приложится по шайбе. Пример обычного блока из серии против «Вашингтона» – его делает центральный нападающий Курали, который выдвигается повыше.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ярослав Бойко и Мария Порошина завели роман?

«Бостон» много работал над системой блоков – это еще одно следствие поражения от «Тампы», которая здорово использовала слот, чтобы забивать голы после набросов на пятак.

Теперь вингеры «Бостона» стараются располагаться ближе к защитникам (а не влезать с помощью в углах без необходимости) и активнее перекрывают пространство для броска.

4) Игра до конца

Штука, которую сложно описать схемами и цифрами – это должно идти не от тренера, а в первую очередь от самих игроков. «Брюинс» доигрывают каждый микромомент – из-за этого почти не остается пространства, из-за этого они побеждают в единоборствах и возвращают шайбу под контроль. Если соперник не проявляет подобного рвения в каждом единоборстве за нейтральную шайбу, забить «Бостону» невероятно тяжело.

5) Моментальная подстраховка

«Бостон» отлично страхует партнеров и моментально подключает второго игрока к единоборствам. Помогают все та же сыгранность и работа Кэссиди – каждый защитник «Брюинс» хорошо обучен базовым действиям в зоне защиты и понимает, что нужно делать. Соперники также отмечают высокое качество коммуникации игроков на льду – команда сыпет подсказками, что позволяет эффективно контролировать обстановку в зоне защиты.

6) Работа клюшкой

«Бостон» любит крепко вмазать – Пастрняк и Маршанд не дадут соврать. Но при этом они остаются очень неприятной командой с точки зрения игры клюшкой в защите – эффективно съедают пространство и постоянно норовят снять шайбу с крюка, заставляют перекладывать ее на неудобную сторону или занимать плохую позицию для броска.

Добавьте сюда опытного вратаря в отличной форме – получите очень неприятного соперника для любой команды. Проблемы в атаке (одна из худших по созданным моментам в регулярке) помогает решать Тэйлор Холл, который за «Бостон» бьется примерно так же, как в год, когда стал MVP регулярного сезона. Как Кэссиди не сломался 20 лет назад, так и «Бостон» под его руководством выстоял после жестокого поражения от «Тампы» в плей-офф – они не рассыпались после ухода ключевых игроков, докрутили несколько важных деталей и снова готовы сражаться в кубковых матчах.

Кучеров в большинстве – это фантастика: развалил «Флориду» неожиданными решениями. Защита и вратарь не знали, что делать

Овечкину скоро 36, а он в большом порядке. Если бы это зависело только от него, «Вашингтон» прошел бы дальше

Источник