Всем привет! Сегодня наконец-то стартует Евро-2020 – ближайший месяц мы наверняка часто будем слушать официальный саундтрек турнира. Редактор музыкального медиа The Flow Леша Горбаш объясняет, что не так с музыкальным сопровождением чемпионата Европы.

У Евро-2020, как и любого другого большого турнира, есть свой официальный гимн. Это давняя традиция, которая как правило не приводит ни к чему хорошему и делается как будто для галочки.  

Лучший пример – гимн ЧМ-2018 в России. Вряд ли вы без гугла сможете вспомнить, что песня называлась «Live It Up», а исполняли ее Уилл Смит, Ники Джем и Эра Истрефи – большие международные звезды. Трек оказался настолько стерильным, что о нем забыли еще до выхода. 

К сожалению, случай Евро-2020 – из той же категории.

Песню для турнира записали голландский диджей и продюсер Мартин Гаррикс совместно с Боно и Эджем из U2. И песня «We Are the People» – это бесконечный набор пафосных клише и избитых музыкальных решений где-то из середины нулевых, не имеющий ничего общего с актуальной поп-музыкой. 

Вероятно, проблема в том, что за музыкальную часть Евро отвечают люди, не сильно следящие за современной музыкальной сценой. Лет тридцать  назад они кайфовали от музыки U2, а тут решили, что позвать суперзвездного диджея – отличная возможность скрестить интересы взрослой аудитории с прослойкой от 16 до 24, за которую так переживает Флорентино Перес. 

На бумаге идея отличная, на деле – большой глянцевый и безжизненный провал. Примерно как Суперлига. 

У Евро есть и официальный плейлист на Spotify. Там – 100 песен, собранных по алгоритму «возьмем все и сразу»: много песен того же Гаррикса, золотой фонд евродэнс-хитов из девяностых и нулевых, рэп-бэнгеры десятых, а также классика гитарной музыки вроде трека Blur «Song 2». Стоит ли его кому-то слушать? Да, но зачем: это мало отличается от хаотичных радиоподборок и едва ли напрямую связано с футболом.

В плейлисте Евро была и песня на русском от Моргенштерна. Но ее быстро удалили 

Изначально среди сотни песен был и один трек на русском – коллаб Моргенштерна с казахским диджеем Иманбеком и американским рэпером Fetty Wap. Но его оперативно вырезали из плейлиста по довольно очевидной причине: там очень много нецензурной лексики. 

Fetty Wap на английском читает о девушках легкого поведения и шестах для стриптиза, Моргенштерн – примерно о том же, но уже на русском. Наличие слов «*****» [девушки легкого поведения] и «*****» [сильно удивился] тоже не помогло делу.

Кто это вообще такие? Моргенштерн – главная звезда российской музыкальной индустрии последних лет. Он начинал с блога на ютубе, где издевательски быстро записывал песни в стилистике звезд русского рэпа, а позже переключился на сольное творчество – и за неделю в прямом эфире записал альбом «Легендарная пыль», который собрал много миллионов прослушиваний на всех стриминг-сервисах. Сейчас у Моргенштерна есть сразу три клипа, счетчик просмотров которых перевалил за 100 миллионов: сольный «Новый мерин» и совместные с Элджеем «Кадиллак» и Тимати «El Problema». 

Imanbek – это самая светлая история успеха, чем-то напоминающая фильм «Гол». Пару лет назад 18-летний железнодорожник из Казахстана Иманбек Зейкенов от нечего сделал танцевальный ремикс на трек американского артиста Saint Jhn «Roses», выложил у себя в паблике «Вконтакте», получил пару лайков и – вот тут история должна была закончиться.

Вместо этого за несколько месяцев ремикс разлетелся по чартам стран СНГ, а чуть позже добрался и до Америки, где превратился в мировой хит. В феврале этого года Иманбек получил премию «Грэмми» и стал работать не только с Моргенштерном, но и американскими звездами Marshmello и Usher (помните песню «Yeah» из нулевых?).  

Fetty Wap – американский рэпер, выстреливший в середине десятых песней «Trap Queen», но с тех пор так и не приближался к первому успеху. Неочевидная связь с нашими широтами: музыку для «Trap Queen» писал продюсер из Беларуси Tony Fadd. 

Всегда ли было так плохо? Нет. Вот три примера отличных песен больших турниров

Рики Мартин – «Cup of Life» (ЧМ-1998)

Для французского ЧМ привлекли Рики Мартина – огромную поп-звезду конца девяностых. И тот не схалявил, а выдал отличный поп-трек, построенный вокруг шума болельщиков на стадионах.

E-Type – «Campiones 2000» (Евро-2000) 

Для Евро-2000 шведский музыкант E-Type записал песню «Campiones 2000». Где ловко скрестил на самом деле актуальный на тот момент евродэнс с культовой испанской кричалкой про «кампионес, оле-оле-оле». Тот случай, когда столкновение двух миров получилось естественным и не вымученным. 

K’naan – «Wavin Flag» (ЧМ-2010)

Здесь легко могла быть и песня Шакира «Waka Waka» – официальный гимн того турнира и, вероятно, главный хит в карьере колумбийской певицы и жены Жерара Пике. 

Но у ЧМ в ЮАР был и еще один гимн. Песня артиста K’naan «Wavin Flag», которая подавалась как саундтрек ЧМ от Coca-Cola. Сам артист родился в Сомали, но когда ему было 13, его семья эмигрировала в Америку, чтобы сбежать от гражданской войны. И в своем творчестве он идеально соединял африканскую эстетику со звучанием западного хип-хопа. 

Так получилась песня, которая идеально отражала дух первого африканского ЧМ и современного музыкального ландшафта.

Бонус: три истории, когда миры футбола и музыки сливались — и было хорошо

Песня «Thiago Silva» и ее безумный лайв

В 2016 году британские рэперы Dave (болельщий «Ман Юнайтед») и AJ Tracey (фанат «Тоттенхэма») выпустили грайм-трек «Thiago Silva», посвященный тогдашнему капитану «ПСЖ». Для обоих получился прорывной хит, у бразильского защитника вдруг появилась личная песня.

Но главное в этой истории случилось через пару лет. В 2019 Dave выступал на фестивале «Гластонбери», где предложил исполнить этот трек кому-то из аудитории. Выбор пал на 16-летнего школьника по имени Алекс, который пришел на фест в футболке Силвы в правильных цветах. И то, что было дальше, лучше один раз увидеть.

Евродэнс из девяностых превратили в оду звезде третьей английской лиги

В сезоне-15/16 игрок «Уигана» Уилл Григг забил 28 голов в 43 матчах и вернул команду в Чемпионшип. Фанаты были настолько в восторге от игры североирландца, что посвятили ему песню. За основу взяли трек «Free from Desire» (вы точно его слышали) и переложили на его мотив припев «Will Grigg’s on fire, your defence is terrified» («Уилл Григг в огне, ваша защите в ужасе»). Фанатскую версию подхватили профессиональные диджеи – и ее разные вариации светились в топ-чартах в Англии и Европе.

Заодно песня стала и неофициальным гимном Евро-2016, где играла Северная Ирландия. Сам Григг был не в восторге: «Меня смущало, что некоторые люди знали меня благодаря песне, а не моим голам. Ее написали не потому что «Уилл Григг» ложилось в рифму, а потому что я забил 25 голов за «Уиган». Об этом знали в Англии и Северной Ирландии, но никто не знал об этом на Евро».

Иан Райт забил кучу голов в АПЛ. А еще выпустил одну песню

В 1993 году Иан Райт уже был главным нападающим «Арсенала». В свободное от голов на «Хайбери» время он запустил музыкальную карьеру. И это было удивительно хорошо. Песню «Do the Right Thing» записывал совместно с Крисом Лоу из Pet Shop Boys. Она залезла в топ-50 британского чарта – но, к сожалению, на этом музыкальные эксперименты Райта закончились.

Этот текст для ваших друзей, которые смотрят только крупные турниры. Ответы на чайниковские вопросы про Евро

Гид по сборным Евро-2020: игровой стиль, звезды и история

Тур по городам и стадионам Евро: удивляемся технологиям в Копенгагене, проникаемся историей «Хэмпдена» в Глазго, ждем футбол в Питере

Источник