Заместитель генерального прокурора РФ оказался жертвой пагубной привычки убивать диких животных.
Ошибка пилота, допущенная в сумерках и в непростых погодных условиях, является главной версией катастрофы вертолета в Костромской области, в которой погиб заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян. Высокопоставленный сотрудник, занимавшийся в Генпрокуратуре международно-правовыми вопросами, находясь в отпуске и будучи любителем охоты, отправился с другом в Вологодскую область. Впрочем, на сей раз он не успел сделать ни одного выстрела — из-за дождя и тумана решено было произвести посадку ранее, не долетая до намеченного места и пересесть на машину, но при этом вертолет потерпел крушение и сгорел вместе с его пассажирами.
Как рассказали источники, близкие к следствию, в среду днем 58-летний Саак Карапетян вылетел с находящейся в подмосковном Мякинино вертолетной площадки «Хелипорт Москва» на вертолете Eurocopter AS350 с бортовым номером RA-07272. Воздушное судно базировалось в «Хелипорте», однако отношения к вертолетному центру и находящейся здесь авиакомпании «Хелипорт-М» не имело. Eurocopter был в собственности ООО «МКБ-Лизинг», а оно, в свою очередь, передало его другой коммерческой структуре, которая задействовала его для выполнения частных рейсов. Сам Eurocopter был очень новой машиной, его общий налет составлял 1014 часов. О его надежности может свидетельствовать и тот факт, что, согласно некоторым данным, этот Eurocopter ранее арендовался для поездок патриарха, а потому его отбирали и проверяли эксперты ФСО.
Как стало известно, господин Карапетян был в плановом отпуске и уже на следующей неделе планировал выйти на работу. При этом заместитель генпрокурора, известный как заядлый охотник, последние дни отпуска решил посвятить любимому занятию. Очередная охота была запланирована в Вологодской области, куда заместитель генпрокурора отправился вместе со своим товарищем, также охотником и экс-сотрудником полиции Арэком Арутеняном. Именно последний, согласно данным источников, и был арендатором Eurocopter. Сам перелет был оформлен надлежащим образом и проходил без происшествий. В соответствии с полетным листом и планом перелета, Eurocopter долетел до площадки Дьяконово под Костромой, где дозаправился и опять взлетел. За его штурвалом был опытный пилот-инструктор Станислав Михнов, чей общий стаж составлял тридцать три года, включая ночные полеты. Согласно некоторым данным, пилота пассажиры выбрали сами, может быть, учтя, что он и сам увлекался активным отдыхом, в частности рыбалкой.
Как рассказывают источники, при вылете из Дьяконово летчик доложил о готовности продолжать полет до пункта назначения — площадки Плес (Спасское) под Вологдой. Однако в скором времени после взлета пилот снова вышел на связь, доложив, что погода испортилась: начался дождь, а видимость резко снизилась из-за сильного тумана. В этих условиях пилот решил не рисковать, совершив посадку на первой же показавшейся ему подходящей площадке. Может быть, на решение пилота прекратить полет повлияла и позиция самого Саака Карапетяна. Как рассказывают знавшие его люди, он был осторожным и аккуратным человеком.
В итоге Eurocopter приземлился на лесной опушке вблизи деревни Вонвышево Солигаличского района Костромской области рядом с местной достопримечательностью — Чухломским озером. Последний сеанс связи пилота Eurocopter с диспетчером состоялся в половину шестого вечера.
В 18:40, согласно данным регионального МЧС, кто-то из местных жителей позвонил в оперативную службу, рассказав, что стал очевидцем крушения вертолета в лес. Приехавшие уже в темное время бригады спасателей и полицейские обнаружили только остов Eurocopter и «фрагментированные очень обгоревшие останки» погибших. Невзирая на дождь, обломки еще продолжали дымиться, а относительно целой осталась только фактически отрубленная от корпуса хвостовая балка, на которой, правда, был отчетливо заметен номер разбившегося вертолета. По нему установили, откуда и куда он летел, но практически сразу возник вопрос о том, почему среди обломков обнаружены останки четверых погибших, тогда как в полетном листе имелись только 3 фамилии. Ситуацию прояснил через спустя часов прибывший из Вологодской области водитель автомашины, рассказавший, что ему нужно забрать господина Карапетяна и его товарища, чтобы доставить их к месту охоты.
После того как Eurocopter не смог дальше лететь, его пассажиры связались с ожидавшими их устроителями охоты. Последние, в свою очередь, предложили им оставаться на месте, пообещав прислать за ними авто. В этот момент Eurocopter нашел один из местных жителей, некто Виктор Коптеев, который, согласно предварительным данным, и предложил пилоту лететь навстречу автомобилю, чтобы не ждать его несколько часов в холодном лесу. Этот пассажир, хорошо ориентирующийся в местности, вроде бы вызвался стать проводником пилота. Взлетев уже в сумерках и при сильном ливне, вертолет, навреное, задел лопастями верхушку одного из деревьев.
Точную причину аварии предстоит установить работникам Межгосударственного авиакомитета и следователям Следственного комитета РФ, возбудившим уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем смерть 2-х и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Согласно предварительным данным, к катастрофе могли привести ошибки, допущенные пилотом, которым способствовали сложные метеоусловия. Возможно, определенные проблемы появились у летчика и потому, что преимущественно он специализировался на полетах на тяжелом многоцелевом Agusta A-109, а налет на более легких Robinson R-44 и Eurocopter имел сравнительно маленький. Впрочем, официальные выводы будут сделаны лишь по итогам соответствующих экспертиз. Согласно некоторым данным, они нужны будут и для опознания тел погибших.
Саак Карапетян являлся знаковой фигурой для Генпрокуратуры РФ, представляя ее интересы в надзорных ведомствах других государств. Именно он подписывал и направлял ходатайства о выдаче подозреваемых и обвиняемых Россией, запросы о международно-правовой помощи, проводя необходимые переговоры.
Уроженец Ростовской области, господин Карапетян после получения диплома госуниверситета с 1983 по 1996 годы прошел путь от стажера и следователя до начальника отдела по надзору за расследованием особо важных дел и оперативно-разыскной деятельностью областной прокуратуры. Потом 4 года господин Карапетян пробыл депутатом Госдумы, являясь одним из руководителей комитета по безопасности, после чего опять вернулся в надзорное ведомство, однако уже в аппарат Генпрокуратуры. В течении десяти лет до 2016 года господин Карапетян возглавлял одно из важнейших и самых публичных главных управлений прокуратуры России — международно-правового сотрудничества. Последние 2 года господин Карапетян был заместителем Юрия Чайки, продолжая заниматься прежним направлением своей деятельности.