Его обожают футболисты, менеджеры и фанаты.

Таблица Лиги 1 сейчас выглядит так, словно ее скопировали с архивных страниц первой половины 90-х – из времен, когда «ПСЖ» и «Марсель» намного превосходили всех во Франции.

«Марсель» – на втором месте, с надежной форой и твердой перспективой возвращения в Лигу чемпионов семь лет спустя. С начала ноября южане не проиграли ни разу, набрали 25 очков в девяти матчах и последовательно перебили прямых конкурентов. Лига Европы в девяти очках позади.

Летом такой расклад казался невероятным. «Марсель» закончил сезон с убытком в 86 млн евро, которые неприятно срифмовались с прошлогодним 78-миллионным минусом. Клуб осадили финансовые инквизиторы. Задабривая УЕФА, южане отказались от тяжелых зарплат Густаво, Рами и Марио Балотелли, продали Окампоса и до последнего искали новые клубы лидерам Сансону и Товену – а когда не получилось, свернули трансферную программу до двух негромких покупок. Команда, которая при Руди Гарсии тусовалась в районе пятого места и регулярно слышала от фанатов слова «унижение и позор», стала еще слабее.

Еще одной причиной сомнений стал Виллаш-Боаш. За восемь лет карьеры Андре сменил шесть клубов, лишь однажды продержался дольше полутора сезонов и ни разу не провел второй год лучше первого. К тому же пять лет не работал в Европе. После ухода из «Шанхая» Андре вообще выпал из футбола на два года, приблизившись к спорту только на ралли «Дакар». На четвертом этапе он разбил машину о перуанскую дюну и вылетел с гонки прямо в больницу, снова проиллюстрировав необычную личную интерпретацию стабильности: Виллаш-Боаш никогда не бывает хорош достаточно долго. Болельщиков такое назначение не обрадовало.

Фанаты больше не освистывают свою команду. Виллаш-Боаш им нравится

В октябре 2016-го новый владелец «Марселя» Фрэнк Маккорт объявил о проекте «Чемпион» – возвращении в местный топ и конкуренции с «ПСЖ». В следующие пару лет американец расширил клубный бюджет до 180 млн евро и привел несколько статусных игроков, добрался до финала Лиги Европы, но до сих пор ничего не выиграл (развитие не самое неожиданное, учитывая предыдущий опыт Маккорта – за несколько лет до «Марселя» он разорил бейсбольный «Доджерс»).

blank

Виллаш-Боаш сразу обозначил, что не станет поддерживать чужие фантазии, и каждым заявлением последовательно снижал планку ожиданий. Когда «Марсель» стартовал с двух игр без голов, тренер ответил на критику очень конкретно и просто: «У нас нет денег». От чемпионской гонки он отказался еще раньше, до начала сезона: «Это не наша борьба. Если закончим вторыми, будет очень хороший год».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Список погибших в Магнитогорске

Через пару месяцев выяснилось, что именно это и нужно команде. Чемпионский проект Маккорта предсказуемо оказался пустыми словами, и фанаты, накрученные обещаниями и заряженные несоответствием между ожиданиями и реальностью, быстро перешли в оппозицию новому боссу. Команда несколько лет существовала в состоянии перманентной холодной войны с трибунами. Виллаш-Боаш остановил пресс, запущенный три года назад.

Вероятно, это предложение вызывает легкое удивление, ведь за несколько лет в Лондоне и России Андре создал себе совсем не миротворческую репутацию. В то время его называли Мини Моу. Виллаш-Боаш ссорился с Лэмпардом, выгонял Анелька с корпоратива «Челси» и ссылал Адебайора в дубль «Тоттенхэма», но по-настоящему развернулся в России. Он наезжал на судей, коллег и журналистов, жаловался на микрофон Кадырова и газон Раменского, закрывал Кержакову доступ на базу и называл критиков дураками: «Глупые люди с глупыми аргументами. Не нравится, как мы играем – болейте за другой клуб». Андре и сейчас наверняка поспорит за статус самого ненавистного иностранца в «Зените».

blank

Ни в одном из этих клубов у Виллаш-Боаша не было такой плохой атмосферы на старте, как в летнем «Марселе», но именно здесь он разобрался лучше всего. Андре не стал отгораживаться от отношений, разрушенных задолго до него, в выбранной роли шерифа умудрился сохранить нейтралитет и быстро превратился в буфер адекватности между двумя лагерями. Он предъявлял фанатам, если они освистывали команду, и строил игроков, когда те забывали благодарить трибуны. Осенью португалец встретился с лидерами ультрас и, видимо, убедил их снизить требования – строго ограничив нижнюю планку: «Клуб должен финишировать в тройке. Давления больше нет, и если мы не достигнем цели, то исключительно из-за меня».

«Марсель» семь лет не играл в Лиге чемпионов, так что эта история – не о журавле и синице; это история о двух журавлях – одного, сказочно крупного, на самом деле не существует, а второго все-таки можно подать к столу. Реалистичные амбиции зашли фанатам лучше иллюзорного чемпионства. «Велодром» больше не освистывает своих – это один из главных промежуточных итогов работы Андре.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Слуцкий в голландском шоу впервые рассказал о разводе. А еще – о СССР, разнице в менталитетах и том самом судье

blank

«Сейчас мы чувствуем себя очень комфортно, – подтвердил защитник Дуе Чалета-Цар в интервью Goal. – Игроки расслаблены и спокойны. В такой атмосфере мы можем хорошо делать свою работу».

Виллаш-Боаш – противоположность Гарсии. Игроки и менеджеры обожают его 

«Я всегда подстраиваюсь под команду, – объяснял летом Виллаш-Боаш. – В «Тоттенхэме», например, мы играли 4-4-2 с Бэйлом и Адебайором в атаке. Хочу, чтобы «Марсель» контролировал мяч, играл в атакующий футбол. У нас много классных креативных полузащитников, поэтому ставим 4-3-3».

blank

Идеальная презентация стиля состоялась в игре с «Анжером» – здоровой пролетарской командой, которая недостаток класса компенсирует тремя линиями обороны и заведомым согласием на 0:0. Одно время она даже держалась среди лидеров, а ее тренера Стефана Мулена называли одним из умнейших в Лиге 1. Виллаш-Боаш переиграл его, отдав мяч. «У них худший процент владения в лиге», – объяснил Андре. «Анжер» так и не понял, что делать с 62% контроля и как защититься от контратак. Южане легко победили. Через пять дней они обыграли «Бордо», который входит в топ-4 по владению: задавили высоким прессингом и настреляли 25 ударов за матч.

«Я думал, «Марсель» сыграет ровно наоборот, – тренер «Анжера» Мулен удивлялся непредсказуемости Андре. – Виллаш-Боаш каким-то образом уговорил отличных игроков отдать нам мяч».

Понятно, что эта непредсказуемость срабатывает не всегда – иначе беспроигрышная серия «Марселя» могла быть намного длиннее. Последнее поражение провансальцы привезли из Парижа: Икарди и Мбаппе забили гостям четыре мяча в первом тайме и легко положили бы столько же во втором, если бы не выключились в перерыве. Но Виллаш-Боаш загодя объяснил, почему этот матч ни о чем не говорит: «Как по мне, «ПСЖ» не является частью чемпионата Франции. Эта игра для меня ничего не значит. Ле Класик – в прошлом. Мы мечтаем о победе, но парижане из другой лиги».

Гибкость – не единственное, что сделало разницу между пятым местом Гарсии и сегодняшним вторым. Возможно, даже не главное (по крайней мере, пиковый футбол Руди смотрелся убедительнее и ярче прагматичного «Марселя» Виллаш-Боаша). «Марсель» лидирует в лиге по отборам, и это лишь отчасти объясняется высокой агрессивной защитой; за сухим статистическим фактом скрывается огонь, с которым играют южане. «Я никогда не видел, чтобы Пайет так отрабатывал в защите», – воскликнул защитник Жордан Амави после очередной игры.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Русская гонщица проехала «Дакар» с двойным переломом – призналась только перед финишем. Гнала без сна до 4 утра и восхитила штурмана

blank

«Гарсия и Виллаш-Боаш – это два разных видения футбола, – объясняет Пайет. – Сегодня у нас есть тренер, который говорит искренне, называет вещи своими именами и не пытается смягчить, когда нужно сказать что-то жесткое. Андре отвечает на любые деликатные вопросы, это очень приятно».

Открытый, улыбчивый и простой, Виллаш-Боаш максимально далек от Гарсии. Он успокоил обстановку не только вокруг, но и внутри клуба, и превратил десяток эгоцентричных игроков в команду, готовую биться за него. Там, где Гарсия жаловался на одиночество, Виллаш-Боаш стал своим. «У нас прекрасные отношения», – говорит Андре.

Это тоже не похоже на прежнего Виллаш-Боаша – терявшего все раздевалки, в которых работал. Португалец еще летом предупредил L’Equipe, что вернулся другим: «Я изменился. Раньше я был максималистом, доводил до крайностей, но стал спокойнее». Пока он вспылил всего раз: неделю назад поссорился с президентом Жаком-Анри Эйро, которого заподозрил в подготовке большой распродажи.

«Он говорит на четырех языках, никогда не ищет оправданий после игры и не делает странных намеков, – рассказывает о новом Виллаш-Боаше спортивный директор Андони Субисаррета. – Мы отлично общаемся, никто не борется за власть. Если ошибаемся, то делаем это вместе». Очень похоже подход португальца описывает тренер вратарей «Челси» Кристоф Лоллишон: «Он никогда не избегает прессы, всегда позитивен и конструктивен с игроками. Мне нравится, как он справляется с кризисом в «Марселе».

***

Пайет отбирает в три раза чаще, чем в прошлом сезоне, 20-летний Бубакар Камара стремительно превращается в топового центрбека, а Валентин Ронжье – в одного из лучших полузащитников Лиги 1. Неманья Радоньич неожиданно перестал разочаровывать и забил уже 4 гола. «Мы видим положительное влияние Виллаш-Боаша с первого дня, – объясняет серб. – В тренировках, в раздевалке, в игре и даже в автобусе улучшилась атмосфера. Он часто говорит с нами, мы хорошо ладим. С Гарсией я разговаривал гораздо реже».

blank

Как бы ни закончился сезон, Виллаш-Боаш уже сделал почти невозможное: создал тепличную атмосферу в традиционно пороховом городе. И если не сорвется, наверняка вернется в топ-клубы – ведь именно характер был его главной проблемой.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Источник