Русская православная церковь прибегла к крайней мере, разорвав евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Данное решение может негативно повлиять на российское присутствие на греческом Афоне

Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по результатам заседания Священного синода РПЦ, продолжавшегося практически 6 часов. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия первый раз состоялся за пределами РФ — в Минске.

Константинопольский (Вселенский) патриархат находится в расколе, рассказал прессе председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Основанием для такого вывода послужили последние решения Константинопольского патриархата, отметил он.

В прошлый четверг, 11 октября синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Синод также установил каноническое общение с 2-мя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная русской православной церковью.

РПЦ разрывает отношения с Константинополем

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, сказано в итоговом заявлении Священного синода русской православной церкви.

В нем также приводится детальная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые в прошлый четверг, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». В придачу к этому в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — сказано в документе.

До решения синода русской православной церкви разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя были озвучены и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине выступил с предложением созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно принимать участие в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения является запретом на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения закончатся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, рассказал Иларион. ​

РПЦ разрывает отношения с Константинополем

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», отмечает работник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

«Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — сказал он.

Разрыв евхаристического общения возможен по различным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, сказал вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. К примеру, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой было бы предание патриарха Варфоломея анафеме, отмечает он.

«Это на данный момент единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — сказал Макаркин.

Тогда, отмечает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин утверждает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин уверен, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно случился в 1996 году из-за Эстонии.

«В настоящее время и политические обстоятельства, и церковное воздействие абсолютно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом на сегодняшний день в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, выходит, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, однако тогда не было проблемы раскольников. Сейчас накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских средств массовой информации», — сказал Лункин.

РПЦ разрывает отношения с Константинополем

Выступая перед прессой, митрополит Иларион отметил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод русской православной церкви под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, они смогли урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков сказал, что верующие русской православной церкви не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, поскольку «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью среди политиков России. Глава российского государства Владимир Путин был на Афоне как минимум 2 раза — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, согласно данным СМИ, Афон посещали бывший глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и остальные чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты были задействованы в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Но религиовед Лункин допускает, что прихожане русской православной церкви смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​

«Афон является отдельной монашеской республикой. По решению самих монастырей православные верующие будут иметь возможность посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других государствах, к примеру в Турции (на нее приходится 6 епархий и 10 монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также входят некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие русской православной церкви не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, отметил Волков.

Источник